Редакция «ФедералПресс» / Ирина Ромашкина
Ханты-Мансийский автономный округ
20 МАРТА, 2024
По итогам президентских выборов в марте 2024 года Ханты-Мансийский автономный округ занял достойное 15 место в рейтинге субъектов РФ по электоральной явке. Югра обновила рекорды, в том числе по количеству проголосовавших за Владимира Путина: 86,71 % избирателей отдали голоса единственному кандидату-самовыдвиженцу. Подробнее об итогах выборов в округе – «ФедералПресс» выяснил мнения российских политологов.
Югра на выборах–2024 улучшила в разы результат электоральной активности: если в 2018-м голосовать пришли 69,73 %, то в этом году избирательные бюллетени заполнили 87,13 %. Отметим, что на участки в ХМАО впервые пришли более миллиона избирателей.
Побит прошлый рекорд и по уровню поддержки югорчанами действующего президента: в 2018-м Владимир Путин получил 76,23 % голосов избирателей, сегодня – 86,71 %.
Столь массовая поддержка была оказана в результате того, что ключевым тезисом избирательной кампании президента России в ХМАО стал тезис «Путин поддерживает Югру – Югра поддерживает Путина», отметил политолог Евгений Минченко.
«В округе был сформулирован ряд инициатив, которые поддержал президент и правительство страны. Жители, коллективы предприятий и учреждений, ученые на встречах с губернатором Натальей Комаровой формулировали свои предложения, глава региона оценивала, прорабатывала и предлагала президенту. До официального объявления кампании, точнее, почти за два года до нее, в регионе продвигали идею «трудовые люди и участники СВО – новая элита». Эта идея, прозвучавшая в послании президента Федеральному собранию, стала одной из основополагающих в избирательной кампании Владимира Путина в Югре», – отметил в своем анализе эксперт.
Генеральный директор Аналитического центра «ПолитГен» Ярослав Игнатовский отметил, что в Югре прошла одна из лучших избирательных кампаний, начатая как минимум за год до объявления выборов.
«Штаб Владимира Путина в Югре выстроил грамотную кампанию, используя возможность дойти до каждого избирателя и, выражаясь на профессиональном языке политтехнологов, совершив несколько касаний. Открытый диалог и регулярные встречи с жителями, с профессиональными сообществами. По итогам таких встреч губернатор собирала предложения югорчан и выступала с ними на федеральном уровне, эти инициативы поддерживал президент – это касание, сравнимое по своей силе с агитацией «от двери к двери», когда кандидат лично звонит в дверь, рассказывает избирателю о своих планах, приглашает принять активное участие и в качестве эмоционального закрепления контакта жмет руку своему избирателю. Ряд инициатив передали Владимиру Путину через доверенных лиц, в том числе по созданию музея трудовых династий России в Москве на ВДНХ. Президент уже поручил создать постоянную выставку», – напомнил Игнатовский.
Эксперты обратили внимание на высокое качество ежедневной грамотно выстроенной информационной кампании, которую проводили в Югре. Сказалась и реализация в Югре федерального проекта «ИнформУИК»: по квартирам шли обходчики, рассказывали о выборах, фактически агитируя избирателя, проводили опросы о намерении идти голосовать. Политолог Ярослав Игнатовский считает, что это позволило уточнить электоральную активность граждан: в Югре таким образом обошли более половины избирателей.
Он добавил, что положительно сыграло в пользу высокой явки решение властей ввести короткий рабочий день в пятницу. Также эксперт отметил работу региона над викториной «Достижения Югры».
«Хорошая информационная кампания, солидные призы в каждом муниципалитете – квартиры и автомобили, которые выигрывали жители. Это удачный кейс – для участия зарегистрировалось более 900 тысяч жителей, из которых более 130 тысяч – дети. Маленькие югорчане проявили себя активными участниками, в том числе потому, что школьные учителя смогли заинтересовать детей этим развлекательно-образовательным проектом. Вообще проекты с участием подрастающего поколения хорошо работают на явку. Дети приводят родителей, бабушек и дедушек к избирательным участкам, зачастую помогая в зависимости от темы спецпроекта, масштаба акции, региона и погоды обеспечить около 30 % явки. Здесь викторина однозначно сработала. Еще штабным креативщикам удалось сделать выборы интересными для жителей, привлечь внимание даже тех, кто обычно дистанцируется от политики: кого образом будущего, а кого теплыми котами и сказочными персонажами. Это была интересная кампания», – проанализировал эксперт.
Директор Коммуникационного Агентства Generation Brand & Communications Борис Григорьев заявил, что в ХМАО не только качественно отладили работу по линии производственной и партийной мобилизации, но и обеспечили вахтовиков, которых десятки тысяч трудятся в Югре, возможностью голосовать с помощью ДЭГ.
«Такую возможность дал запущенный Минцифрой и Центральной избирательной комиссией России на Госуслугах электронный сервис «Мобильный избиратель»: позволял прикрепиться к избирательному участку рядом с фактическим местом жительства или работы и выполнить свой гражданский долг. Администраторы избирательного процесса и менеджеры предприятий этот инструмент эффективно использовали», – отметил эксперт.
Он так же обратил внимание, что югорчане шли голосовать семьями, с друзьями: были очереди даже в тех поселках и городских районах, где работников нефтегазовых предприятий минимум.
«Беспрецедентная административная и отраслевая мобилизация: экономические гиганты типа «Сургутнефтегаза», «Роснефти» и ЛУКОЙЛ под личным контролем «генералов» привели на выборы свыше 90 % своих сотрудников. Использована возможность электронного сервиса «Мобильный избиратель» – массово проголосовали вахтовики, трудящиеся в Югре», – обратил внимание политолог Евгений Минченко.
Еще одну особенность прошедших выборов президента в Югре отмечает политолог, заведующая кафедрой политико-правовых дисциплин СурГУ Анастасия Ушакова. По ее словам, студенты не стоят в стороне от важных событий страны: они не только голосуют на выборах, но так же активно обсуждают будущее России на занятиях в вузе.
«Активная позиция говорит о том, что молодежи небезразлично будущее страны, они чувствуют важность события в этот судьбоносный момент. И они знают то, что их голос многое значит. При этом мы видим уникальную ситуацию, когда совершенно внутренняя установка молодежи на протест обращена не в адрес действующей власти, а на действия геополитических противников России», – высказала мнение Ушакова.
Эксперт отметила, что многочисленные санкции и эмбарго Запада в отношении российского общества привели лишь к усилению патриотизма, сплоченности и гордости за свою страну. «Современная молодежь особо ценит верность и честность. Именно поэтому она поддерживает тех, кто отстаивает правду и соблюдает свои обещания», – подытожила политолог.
По итогу трех дней выборов в Югре не было допущено ни одного скандала, способного навредить избирательной кампании или составляющему ее проекту.
«Высокая явка на этих выборах президента, как и высокий процент голосования за Владимира Путина – это общероссийский тренд, который связан с внешнеполитическими событиями, когда происходит консолидация общества», – подвел итог политолог Александр Безделов.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова, Иван Кабанов, Анастасия Куликовских