Редакция «ФедералПресс» / Матвей Николаев
Республика Карелия
21 НОЯБРЯ, 2024
В Арктической зоне РФ может стартовать строительство новой большой трассы вокруг Белого моря. По планам магистраль соединит Мурманскую и Архангельскую области, а также Карелию. Ожидается, что проект позволит усилить экономический потенциал регионов и станет значимым этапом в развитии Северного морского пути. Однако эксперты отмечают, что для успешной реализации инициативы необходимо пристально проанализировать все за и против новой арктической трассы. Подробнее – в материале «ФедералПресс».
Первым о том, что идея скорейшего создания новой трассы между тремя арктическими регионами Северо-Запада РФ поддержана на уровне правительства РФ, без уточнения сроков проекта рассказал глава Карелии Артур Парфенчиков в пятницу, 22 марта.
«Министр по развитию Арктики и Дальнего Востока Алексей Олегович Чекунков поддержал нашу идею скорейшего создания маршрута между тремя арктическими регионами – Архангельской, Мурманской областями и Карелией – вокруг Белого моря», – заявил глава Карелии Артур Парфенчиков.
Эта фраза была сказана во время визита в республику вице-премьера РФ Юрия Трутнева. Он отметил, что Карелия, как и другие арктические регионы, развивается и становится более интересной для крупных инвесторов. Особенно в Арктической зоне.
«Карелия на 40 % – арктическая территория. Сегодня мы смотрели, как развивается республика, в чем нужна поддержка, встречались с инвесторами в ряде совершенно разных проектов – горной добычи, туризма, производства нового оборудования и других», – подчеркнул Юрий Трутнев.
В России сейчас реализуется ряд арктических инициатив, и новая трасса между двумя регионами может стать частью этого списка, подчеркивает в беседе с «ФедералПресс» президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой.
«Это и инициатива губернатора Кузбасса Цивилева, связанная со строительством Северо-Сибирской железной дороги с выходом в сторону порта Ямбург на Обской губе. Это идея свердловского губернатора Куйвашева о строительстве дороги от Екатеринбурга на север – с выходом в ту же Обскую губу. Это определенная реанимация старого проекта «Урал промышленный – Урал полярный». Это вещи, которые давно изучались и давно считаются», – рассказывает Косой.
При этом, замечает эксперт, в России так и не был реализован проект Северного широтного хода. Это связка, которая должна была соединить свердловскую и северную железные дороги.
«Нам нужны дополнительные выходы в арктические широты в силу политической ситуации и необходимости резервирования существующих коридоров. Все же сейчас существуют риски, связанные с Азово-Черноморским бассейном и Балтикой. Поэтому в Арктике нужно укрепление транспортной инфраструктуры. Но что делать конкретно – это вопрос детальной проработки. Надо считать», – заметил Косой.
Надо понимать, что инициативу одобрил министр, но у него нет своего бюджета, подчеркивает научный руководитель института экономики и транспорта ВШЭ Михаил Блинкин в разговоре с «ФедералПресс».
«Такую дорогу можно построить либо за счет частных инвестиций, либо при помощи федеральной казны. Но, если говорить про второй сценарий, это очень сложно будет обосновать в нынешних экономических условиях. А частные инвестиции здесь высокорискованные. Пока что это звучит как пожелание конкретного должностного лица. Но я был бы рад, если бы проект реализовался, – дороги нашей стране нужны», – отметил эксперт.
Ключевой элемент того, нужна ли Арктике новая трасса, в том, имеется ли там достаточная грузовая база, замечает Михаил Блинкин. По его словам, оценить ее можно при помощи грузоотправителей – узнать у них, будет ли новая дорога востребована.
«Нужно также провести расчеты – понять, какие вдоль трассы есть месторождения, какова перспектива их освоения. Это уже академическая оценка», – говорит Блинкин.
Уже сформирована существенная грузовая база из Северного и Южного Урала на север и обратно, говорит Владимир Косой. Этот факт может быть еще одним аргументом в пользу строительства новой арктической трассы, отмечает эксперт.
«Способы для моделирования грузовых и пассажирских потоков сейчас развиты довольно сильно. И они должны стоять во главе угла, а не столько гипотезы или экспертные оценки. Нужно грамотное моделирование», – заключает Косой.
Доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Дмитрий Десятниченко в беседе с «ФедералПресс» сказал, что строительство новой трассы не запустят, если многочисленные расчеты и методологический анализ не докажут ее рентабельность.
«Около 40 % Карелии входит в Арктическую зону РФ. Кемско-Беломорская агломерация включена в перечень опорных пунктов российской Арктики, по которым сейчас разрабатываются мастер-планы, и будут приняты долгосрочные планы развития по аналогии с дальневосточными. В рамках этой работы будем ускорять строительство федеральной трассы, соединяющей Архангельскую область, Карелию и Мурманскую область», – заметил министр Чекунков.
Мастер-планы сначала необходимо состыковать с действующими документами территориального зонирования – например, генпланами в регионах, утверждает Владимир Косой.
«Новая арктическая трасса станет значимым этапом развития Северного морского пути, который запланирован как альтернатива длинному южному и будет в два раза короче для перевозок из Европы в Азию. Это стратегический элемент, а не только способ дать импульс развития экономике арктических регионов», – говорит экономист Дмитрий Десятниченко.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева