Редакция «ФедералПресс» / Денис Коробейников
Москва
28 МАРТА, 2024
После президентских выборов в регионах России участились задержания чиновников. В Пятигорске силовики пришли к директору департамента Минэкономразвития, в Москве – к замруководителя Федеральной таможенной службы, в Ростове-на-Дону – к заместителю начальника Северо-Кавказской железной дороги по строительству. Так совпало? Или налицо тенденция на усиление борьбы с коррупцией? Нет ли здесь политической составляющей? Почему аресты произошли сразу после выборов? «ФедералПресс» вместе с политологами разбирался в этих вопросах.
В Москве 26 марта силовики задержали генерал-полковника Таможенной службы Елену Ягодкину. Как сообщал РБК, следственные органы проверяют работу Ягодкиной в Главном управлении федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС. Там она трудилась с 2011 по 2019 годы. У силовиков возникли вопросы к работе генерал-полковника с кодами товарной номенклатуры при начислениях таможенных пошлин. Чиновницу подозревают в превышении должностных полномочий, повлекших тяжкие последствия.
27 марта суд в Ростове-на-Дону арестовал на два месяца замначальника Северо-Кавказской железной дороги Константина Крята по подозрению в злоупотреблении полномочиями. По данным «Коммерсанта», из-за действий чиновника были похищены деньги, выделенные на строительно-монтажные работы проекта «Реконструкция Крымского узла Северо-Кавказской железной дороги. 1 этап». Сумма ущерба – 600 млн рублей.
В этот же день под стражу отправился экс-управляющий строительно-монтажного треста № 6 АО «РЖДстрой» Виктор Харченко. Силовики считают, что чиновник в 2017 году похитил более 34 млн рублей при реконструкции того же проекта, за который арестовали Крята.
Но самое громкое задержание и обыск произошли в Ставропольском крае. Силовики пришли к директору Департамента социально-экономического развития СКФО Минэкономразвития Игорю Храновскому. Следствие считает, что вместе с предпринимателями Ставропольского края, бывшим местным депутатом Владимиром Кайшевым, а также другими чиновниками из Минэкономразвития Храновский создал организованную преступную группу.
В ходе обыска у чиновника были найдены 3 млн долларов, один миллион евро и шесть премиальных автомобилей, сообщали журналисты.
«Один из задержанных <...> в нарушение закона способствовал досрочному прекращению действия лицензии одного из предприятий города Минеральные Воды», – рассказала официальный представитель МВД Ирина Волк.
По ее словам, подозреваемые хотели завладеть мощностями организации, которая добывала минеральную воду в Ставропольском крае.
Политический консультант Дмитрий Фетисов считает, что аресты чиновников были ожидаемыми после выборов. Он заметил, что государство, по крайней мере кулуарно, не скрывало, что планирует большую антикоррупционную кампанию после выборов, и сейчас эта кампания идет.
«Тут две цели: наведение порядка и борьба с коррупцией, а вторая цель – ждут от задержанных, что они будут сотрудничать со следствием и смогут дать наводку на более крупных чиновников», – сказал Фетисов.
Политолог Павел Салин подчеркивает, что после выборов в стране идет борьба кланов за позиции в органах власти и в правительстве, а правоохранители используются в ней как силовой ресурс.
«Если взять историю с Минеральными Водами, то она длится много лет, и пока она шла на Ставрополье, было ни шатко ни валко. Видимо, возникла необходимость «засветить» в этом деле федеральное Минэкономразвития. Посмотрите, как это подавалось, что разоблачена группа коррупционеров с чиновником Минэкономразвития во главе. В преддверии формирования новых органов власти по Конституции развернулась эта борьба», – заметил Салин.
По его словам, никаких соглашений между клановыми группами нет, поскольку все переписывается с чистого листа.
«Идет борьба за позиции с использованием силового ресурса. Часть этой борьбы выплескивается в публичную сферу в виде антикоррупционных задержаний», – полагает политолог.
По его мнению, использования силовиков в этой во внутриэлитной борьбе в ближайшие месяцы будут учащаться, а значит, задержания чиновников продолжатся дальше.
Салин отмечает, что аресты – это только одно из проявлений борьбы. Он не исключает публикаций с компроматом и утечками, которые будут содержать предложения клановых групп друг другу.
Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» о том, что известно об отправке скандального мэра на Камчаткепод домашний арест.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Кабанов Иван