Редакция «ФедералПресс» / Денис Меттус
Челябинская область
4 АПРЕЛЯ, 2024
В этом году депутатов Челябинской городской думы будут избирать по новым/старым правилам. Город вернется к прямым выборам народных избранников. Почему власти решили вернуться к схеме, действовавшей до 2014 года, и когда южноуральцам приходить на голосование – в материале «ФедералПресс».
Реформа местного самоуправления стартовала с 2014 года в трех российских городах: Челябинске, Самаре и Махачкале. В столице Южного Урала отменили прямые выборы в гордуму, а городской парламент стал формироваться из представителей семи районных советов депутатов. В результате реформы город получил 170 районных депутатов. Райсоветы дважды делегировали своих представителей в думу – в 2014 и 2019 годах.
Предполагалось, что реформа МСУ позволит приблизить депутатов к народу. Например, для решения проблем буквально каждого двора райсоветы должны были получить финансовую автономию. Но что-то пошло не так.
За ходом реформы внимательно наблюдали депутаты Госдумы и ее промежуточные результаты не устроили парламентариев. В итоге был принят законопроект, согласно которому внутригородские районы городского округа упраздняются. И теперь Челябинская область привела свое законодательство в соответствие с федеральным.
О причинах провала эксперимента рассказал председатель Челябинской городской Думы Андрей Шмидт.
«Во-первых, когда речь шла о разграничении полномочий между городом и внутригородскими районами, предполагалось, что будут пересмотрены налоговые отчисления. Этого не произошло. Единственное, что депутаты смогли сделать – своим решением принять нормативы отчислений в районные бюджеты: 10 процентов от налога на имущество и 30 процентов от земельного налога», – отмечает Андрей Шмидт.
Во-вторых, продолжает он, если взять вопросы местного значения, а у городского округа их около 50, то, по сути, внутригородские районы все десять лет в полной мере решают лишь вопрос благоустройства. Остальные, как были на уровне городской власти, так и остаются. Существует также проблема дублирования функций. Например, и на городском уровне, и во всех внутригородских районах приняты правила благоустройства. Теперь в Челябинске восемь правил благоустройства. И таких примеров много.
В-третьих, добавил спикер гордумы, в городе проводятся торги, аукционы, заключаются контракты. Но, поскольку в Челябинске есть восемь самостоятельных юридических лиц (семь районов плюс город), проводится в восемь раз больше торгов. Хотя можно было сделать это один раз. Определить подрядчика и контролировать исполнение. Происходит увеличение нормативно-правовых документов, усложняется управляемость и контроль.
В АПЭК отмечают, что появление новых относительно автономных центров в ходе реформы МСУ привело к затруднению принятия консолидированных общегородских решений. Диверсификация власти, наличие у разных структур собственных позиций привели к тому, что принятие и исполнение управленческих решений в Челябинске после 2014 года сопряжено со спорадическими столкновениями политических игроков, а также с формальными и неформальными конфликтами. Решение об отмене реформы МСУ должно снизить количество горячих точек.
Политолог Александр Мельников считает, что меняющийся расклад не устраивает контрэлитных игроков, которым было сподручнее проводить своих кандидатов по мелким округам. Публично отстаивать непопулярную точку зрения их нынешние представители в депутатском корпусе, конечно, не готовы, поэтому предпочитают отмалчиваться.
«Благая идея приблизить районных депутатов «к земле» споткнулась об отсутствие у 170 народных избранников реальных полномочий и ресурсов, их зависимостью от крупных игроков, собиравших депутатские пулы. Как следствие, все обернулось политическими интригами в райсоветах, при минимальной пользе существования этих структур для населения», – говорит Мельников.
В итоге депутаты южноуральского парламента лишили Челябинск статуса городского округа с внутригородским делением.
Срок полномочий Челябинской городской думы первого созыва установлен на пять лет.
«Внутригородские районы как муниципальные образования прекратят свое существование, власть сосредоточится на городском уровне, при этом, естественно, в районах сохранится система управления. Это приведет к одноуровневой системе власти, к консолидации бюджета. А главное – люди будут знать, что в мегаполисе есть одна централизованная власть», – прокомментировал председатель комитета регионального заксобрания по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению Анатолий Брагин.
Срок избрания депутатов гордумы устанавливается не позднее второго воскресенья сентября 2024 года, а главы города – в течение трех месяцев со дня первого заседания Челябинской городской думы первого созыва.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова