Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Честная история тюменского донора костного мозга: «Теперь у меня есть генетическая сестра»

Редакция «ФедералПресс» / Наталья Шалыгина
Тюменская область
20 АПРЕЛЯ, 2024

Александр Потапушкин из Тюмени в 43 года стал донором костного мозга. Этого события он ждал восемь лет. Мужчина полетел спасать жизнь в Санкт-Петербург, где в течение пяти дней ему стимулировали выход стволовых клеток уколами. Кому пересадили его генетический материал, как проходит процедура и почему стоит встать в регистр: всю правду «ФедералПресс» поведал донор со стажем.

Решение спасать жизни

Первый опыт донорства у Александра случился еще в 2011 году, когда сестра друга попала в аварию и ей необходима была кровь. Спустя год у жены тюменца нашли рак. Беда обошла семью: болезнь победили химиотерапией, но она помогает не всем. Тогда мужчина впервые задумался о помощи другим людям. В 2013 году он познакомился с девушками, больными раком, которым искали доноров всей Тюменью. Тогда он утвердился в решении стать донором.

«Мы общались через интернет. После успешной пересадки костного мозга одна из реципиентов рассказала, что стать донором может каждый. Для этого надо сдать кровь, которую отправят на типирование. Я такой человек, что не могу пройти мимо чужого горя и искренне хочу помочь каждому», – поделился мужчина.

После этого разговора идея стать донором его уже не отпускала.

«В 2015 году донорство не было так распространено, как сейчас. Я озвучил свое желание родным. Где сдавать анализы, я не знал. Нашли знакомых медсестер, приехали в небольшой детский медицинский центр, где у меня взяли примерно три миллилитра крови. Анализы врачи отправляли сами в Санкт-Петербург», – вспоминает тюменец.

Один на 10 000 человек

Спустя время Александр поинтересовался, в какую базу доноров его внесут.

«Позвонил в Санкт-Петербург, где рассказали, что я в федеральном регистре. Сейчас всех призываю вступать именно в эту базу, которая является государственной. Отмечу, что всего в стране 17 частных регистров и они могут быть платными для тех, кто борется за свою жизнь», – поделился информацией мужчина.

Заветный звонок поступил через восемь лет, в конце 2023 года. Все эти годы Александр иногда вспоминал, что в базе доноров, но даже не надеялся, что его генетический код кому-то подойдет.

«Шанс равен один к 10 тысячам. Когда мне позвонили, я был готов в этот же день вылететь на помощь, но все было не просто. Оповестили меня в конце декабря и попросили не теряться, так как я единственный шанс на спасение человека. Пришлось еще раз сдать кровь для обширного анализа и вновь ждать месяц результатов», – вспоминает мужчина.

После наступили январские праздники. Все это время тюменец желал только одного: чтобы реципиент его дождался.

В Санкт-Петербург, где планировалась пересадка, мужчина полетел в феврале. Ему оплатили самолет и проживание в гостинице рядом с больницей.

«Если бы мне сказали ехать за свой счет, то я бы ни на секунду не сомневался и отправился сам. Не понимаю, как можно отказывать в такой ситуации. Хотя такие случаи были, и не раз. Врачи всегда уговаривают тех, кто передумал. Например, одного мужчину просили помочь, но он не хотел. Когда донор согласился, после всех процедур костный мозг не прижился у реципиента, а это верная смерть. Донором надо становиться с чистыми побуждениями, генетику не обманешь», – говорит Александр.

Важный день в жизни обоих

После прилета в Санкт-Петербург началась активация донора. Она длилась пять дней. В первый мужчина сдал все анализы.

«У меня взяли там 12 пробирок, примерно по пять миллилитров крови. Через два дня проверили кардиограмму и флюорографию. Для врачей важно, чтобы донор был здоров», – вспоминает тюменец.

После всех процедур назначили дату взятия стволовых клеток и начали активацию, а именно стимуляцию выхода костных клеток. В течение пяти дней, утром и вечером, Александру в плечо ставили уколы и при этом брали кровь на анализ, чтобы следить за уровнем лейкоцитов. Чем больше их в организме, тем легче и быстрее пройдет процедура.

«После уколов было состояние, как при ОРЗ. Немного ломило кости. Врачи мне сразу сказали: «Надо больше двигаться». Действительно, при ходьбе боль проходила. Я весь город обошел, но старался держаться от людей подальше, чтобы не заболеть», – смеется мужчина.

Пока стимулировали клетки, врачи решали, каким именно способом будет происходить забор. Есть два метода. Первый – под общим наркозом из тазовой кости, второй – через вену под специальным аппаратом.

«Был согласен на любой способ, главное, чтобы человеку помогли. Я здоровый, смогу все перенести», – вспоминает тюменец.

В это время готовили и реципиента – того, кому нужна пересадка. С помощью химиотерапий ему полностью убивали костный мозг, чтобы новый мог прижиться.

В назначенный день Александр приехал в больницу. Было решено брать генетический материал через вену. В среднем эта процедура занимает шесть часов. У некоторых доноров этот процесс затягивается на несколько дней. Благодаря большому количеству лейкоцитов тюменец справился за три часа.

«Все думают, что костный мозг берут из позвоночника большой иглой. Даже в фильмах так показывают, но это далеко не так. Все выглядит как сдача плазмы или крови. С одной руки берется кровь, прогоняется через аппарат и в вену другой возвращается. После процедуры может кружиться голова, но я сразу встал и пошел», – вспоминает мужчина.

Амбассадор донорства

«Врачи сказали, что мой костный мозг пересадили девушке чуть младше. Больше никакой информацией не владею. У меня нет родных братьев и сестер, а сейчас появилась генетическая сестра. Каждый день за нее молюсь. Через полгода можно узнать, как у нее здоровье. А в 2026-м сможем встретиться, если она захочет. Жду нашей встречи», – рассказал тюменский донор.

О «тихом подвиге» Александр рассказал всем, кроме мамы: боялся, что будет сильно за него переживать, потому соврал, что поехал на учебу по работе, а в день сдачи проходил экзамен. Донор раскрыл свою тайну маме только через несколько недель после возвращения домой. Тюменец не хотел ни с кем делиться информацией о поступке, потому что хвастаться не желал. Но однажды узнал о страшной болезни тюменского спортсмена. Связавшись с ним, мужчина рассказал о возможности спасти жизнь с помощью пересадки костного мозга.

«Для Сергея это было большим открытием. Он не знал, что в России делают такую процедуру, и предложил мне снять видео про это. Я вначале отказался, а потом задумался, что другие, попавшие в подобную ситуацию, тоже не владеют информацией. Начал активно всем рассказывать», – делится тюменец.

Александр стал амбассадором донорства костного мозга в Тюмени. Примером для него является спортсмен Артем Аликсеров, который победил рак и также ведет пропаганду в этом направлении.

«В стране чуть больше 200 тысяч доноров костного мозга, а это очень мало. Если бы каждый сдал анализы и попал в реестр, то были бы спасены сотни жизней! И диагноз рак перестанет быть приговором. Я общаюсь с предпринимателями и посещаю станции переливания крови, чтобы личным примером показать – спасти жизнь может каждый», – резюмировал донор.

Фото из личного архива Александра Потапушкина