Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Падаем, конец»: как Ил-18 рухнул под Ленинградом в 1974 году

Редакция «ФедералПресс» / Анна Евстигнеева
Санкт-Петербург
27 АПРЕЛЯ, 2024

В 1974 году произошла крупнейшая авиакатастрофа на территории Ленинграда и Ленинградской области. Дата 27 апреля до сих пор остается одной из самых трагичных страниц в истории отечественной авиации. Тогда самолет, который летел из Пулково в Краснодар, вернулся в аэропорт вылета из-за возгорания. Однако спастись никому не удалось. Историю тех трагических событий рассказывает «ФедералПресс».

Как падал Ил-18 под Ленинградом

Самолет упал 27 апреля 1974 года. Тогда стояла весенняя погода: легкая облачность и слабый ветер. Это был авиарейс в Краснодар. По пути самолет должен был приземлиться на дозаправку в Запорожье. Транспортному средству на момент трагедии было около 10 лет.

Началось все хорошо. Взлет прошел в штатном режиме. Однако проблемы начались практически сразу. Командир корабля после отрыва от взлетно-посадочной полосы обратился к диспетчеру и сообщил: «Пожар четвертого двигателя, опасная вибрация, разворачиваемся».

Авиадиспетчеры предложили командиру несколько вариантов для посадки воздушного судна. В частности, речь шла о военных аэродромах в Горелово и в Пушкине. Оба были отклонены. Командир отметил, что в Пулково уже готовы пожарные.

При подлете к взлетно-посадочной полосе экипажу пришлось сбросить скорость. Эксперты полагают, что из-за этого пожар значительно усилился. До полосы оставалось чуть больше двух километров, когда с самолета было передано последнее сообщение: «Падаем, конец». Самолет столкнулся с землей в 18:07, всего через семь минут после взлета. Обломки авиалайнера разбросало на 30 метров.

Сколько человек погибло при крушении самолета Ил-18 и как хранят память о них

На борт поднялись 102 пассажира: 98 взрослых, четыре ребенка и семь членов экипажа. Все они погибли.

Замолчать трагедию не удалось. Было слишком много очевидцев, которые обратили внимание на дымящийся самолет, который стремительно падал под Ленинградом. Кроме того, был сильный взрыв, который надолго парализовал работу железнодорожного сообщения на ветке Ленинград – Луга.

Через несколько лет на месте падения родственники погибших посадили памятную рощу, среди деревьев видны монументы и таблички с фотографиями погибших. Сегодня это место также можно найти.

Почему произошла авиакатастрофа под Ленинградом

После трагедии началось расследование. Эксперты отметили, что погибшие члены экипажа вели себя мужественно и действовали четко по инструкции. Специалисты изучили четвертую силовую установку и выяснили, что в ней отсутствует диск третьей ступени турбины двигателя, а на корпусе турбины в районе расположения этого диска имеются пробоины.

Часть диска третьей ступени турбины удалось обнаружить в районе первого разворота после взлета. Разрушившись, обломки диска пробили корпус турбины, а также разорвали топливно-масляные трубопроводы, в результате чего начался пожар.

Позже стала известна неофициальная версия, по которой борт прибыл из Краснодара уже неисправным. Экипаж, который прибыл на нем, жаловался на вибрации четвертого двигателя. Однако воздушное судно признали исправным. Выполнивший этот рейс из Краснодара экипаж отказался выходить в полет, и был вызван резервный экипаж.

Рекомендуем также прочитать у «ФедералПресс» о том, что почти 50 лет назад Новгород пережил авиакатастрофу, которую скрывали власти.

Фото: РИА Новости / Лев Поликашин