Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Что год учебный нам готовит: как в школах Северо-Запада встретят первоклашек осенью 2024 года

Редакция «ФедералПресс» / Татьяна Буторина
Санкт-Петербург
6 МАЯ, 2024

В России идет приемная кампания в первые классы. На Северо-Западе осенью 2024 года перешагнут порог школы почти 171 тысяча первоклашек. Однако во многих регионах наблюдается нехватка как педагогов, так и самих школ. О том, как субъекты подготовились к грядущему учебному году, – в материале «ФедералПресс».

Сколько в регионах Северо-Запада первоклассников

В сентябре 2024-го в Петербурге впервые за парты сядут 69 тысяч школьников. Это на 500 человек больше, чем в прошлом году. Однако в большинстве регионов численность школьников ежегодно снижается.

Например, в Ленобласти количество первоклассников в этом году меньше: в 2023 году их было 24,7 тысячи, а в 2024 году уже 24 тысячи. В Вологодской области в 2023 году было 16 тысяч первоклассников, а в 2024-м – 14 тысяч. В Калининградской области в 2023 году впервые перешагнули порог учебного заведения 13 тысяч учащихся, а в 2024 году власти уже ожидают лишь 12,5 тысячи первоклашек.

Где построят и отремонтируют новые школы

Власти Петербурга сообщили «ФедералПресс», что в 2024 году накопленный дефицит по школам будет полностью ликвидирован, а в 2025 году все социальные объекты в городе будут уже строиться планово. В 2024 году планируется ввести рекордное количество социальных объектов, в их числе – 36 общеобразовательных школ. В 2023 году в Петербурге приняли воспитанников 24 новые школы. Всего с 2019 года в Северной столице построено школ более чем на 50 тысяч мест.

В Республике Коми до 2027 года имеется потребность в строительстве 24 объектов общего образования, в том числе 16 школ и 8 школ с дошкольными группами. В 2024 году в регионе планируется построить школу на 825 мест в микрорайоне Емваль Эжвинского района Сыктывкара и школу на 600 мест в селе Ижма.

В Псковской области к сентябрю 2024 года откроют школу на 165 мест в деревне Линово Пыталовского района и на 150 мест в Печорах. Кроме того, в регионе строят еще шесть школ: на 825 мест в Себеже и Гдове, на 525 мест и 1000 мест в Пскове, на 250 мест в деревне Кузнецовска Себежского района, на 250 мест в деревне Смуравьево-2 Гдовского района. Эти образовательные объекты планируется построить к концу 2024 года. Также к 2027 году планируется открыть школу на 800 мест с кампусом на 300 мест для одаренных детей в деревне Борисовичи Псковского района.

В Карелии не сообщили, сколько школ не хватает, но намекнули, что проблемы могут возникнуть в Петрозаводске, так как там увеличивается количество школьников: с 2020-го на 2,5 тысячи человек. К осени 2024 года в регионе откроют три новые школы: в Медвежьегорске, в Суоярви и в Кеми. Кроме того, рассматривается строительство школы на 1100 мест в Сортавале.

В Архангельской области в 2024–2025 годах модернизируют 17 зданий школ, в частности, в 2024 году проведут капремонт и переоснастят семь учреждений. Также в регионе с 2019-го по 2023 год построено восемь школ и ведется строительство еще восьми.

В Вологодской области в этом году введут в эксплуатацию две новые школы: в 106-м микрорайоне Череповца и на улице Строителей в Вологде. Кроме того, в 2024 году запланирован капремонт и переоснащение школ № 8, № 33, № 13, № 15 в Вологде, Кирилловской средней школы и школы № 1 города Сокола.

В Великом Новгороде к концу 2024 года построят большую школу на 1501 место в микрорайоне Ивушки. В НАО власти отметили, что им достаточно 26 школ. Открытие новых учебных заведений к осени 2024 года в регионе не планируется.

Каким регионам Северо-Запада не хватает учителей

В школах Северо-Запада наблюдается дефицит педагогических кадров. Согласно данным интерактивного портала кадрового центра Ленинградской области, указано, что в регионе не хватает 544 преподавателя. В Карелии, по данным на март 2024 года, не хватает порядка 360 учителей разных специальностей. В правительстве республики отметили, что вакансии закрывают путем перераспределения педагогической нагрузки среди учителей, приема по совместительству педагогов из других школ, старшекурсников из вузов и колледжей. Кроме того, для обучения применяется дистанционное обучение.

В Вологодской области не ответили на вопрос о том, сколько не хватает учителей. Однако еще в ноябре 2023-го начальник департамента образования Екатерина Целикова сообщала, что дефицит достигал 225 человек. Чиновница отмечала, что к 2028 году он может увеличиться до 1242 человек.

Чтобы привлечь педагогов, в регионах вводятся различные меры поддержки. Среди них «Земский учитель», различные выплаты и надбавки и др.


Также в регионах могут быть и дополнительные программы, например, в Мурманской области действуют «Арктический учитель» и «Курс на Север».

Почему регионы испытывают дефицит учителей

Многочисленные меры поддержки учителей не смогли ликвидировать дефицит педагогических кадров. Оргсекретарь межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Ольга Мирясова считает, что на ситуацию влияет низкая оплата труда и плохие условия. «Учителя работают на 1,5–2 ставки. Это ежедневно 24–36 часов в неделю по 6–7 уроков», – отметила Мирясова. Также она обратила внимание, что не решает проблему и программа «Земский учитель».

«Среди причин дефицита педагогических кадров в регионах – не очень серьезные выплаты, которые связаны с переездом по программе «Земский учитель». Ведь специалист не знает, в каком состоянии ему предоставят жилье. Кроме того, есть еще и риск, что человек может не сработаться с коллективом. В итоге программой «Земский учитель» в среднем воспользовались лишь порядка 20 специалистов на один регион», – рассказала «ФедералПресс» эксперт.

Чтобы изменить ситуацию, нужно выделить из федерального бюджета серьезные деньги в сферу образования, существенно повысить зарплаты учителей и снизить нагрузку хотя бы до 20 часов в неделю, отметила Мирясова.

«Оклад должен быть не меньше двух региональных МРОТ. Учитель–предметник должен получать достойную зарплату. Сейчас его жалованье складывается из надбавок, полученных за ряд дополнительных нагрузок. Из-за чего происходят переработки и выгорание», – сообщила оргсекретарь межрегионального профсоюза работников образования «Учитель».

О том, какие меры смогли бы подействовать, знают и сами главы регионов. Так, например, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко во время отчета перед депутатами заксобрания говорил: «Других способов нет. Это зарплата, это условия труда, это жилищные условия либо компенсационные выплаты. И тогда мы эту проблему сможем решать».

Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0; инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова