Редакция «ФедералПресс» / Татьяна Буторина
Санкт-Петербург
5 ИЮЛЯ, 2024
В России идет приемная кампания в первые классы. На Северо-Западе осенью 2024 года перешагнут порог школы почти 171 тысяча первоклашек. Однако во многих регионах наблюдается нехватка как педагогов, так и самих школ. О том, как субъекты подготовились к грядущему учебному году, – в материале «ФедералПресс».
В сентябре 2024-го в Петербурге впервые за парты сядут 69 тысяч школьников. Это на 500 человек больше, чем в прошлом году. Однако в большинстве регионов численность школьников ежегодно снижается.
Например, в Ленобласти количество первоклассников в этом году меньше: в 2023 году их было 24,7 тысячи, а в 2024 году уже 24 тысячи. В Вологодской области в 2023 году было 16 тысяч первоклассников, а в 2024-м – 14 тысяч. В Калининградской области в 2023 году впервые перешагнули порог учебного заведения 13 тысяч учащихся, а в 2024 году власти уже ожидают лишь 12,5 тысячи первоклашек.
Власти Петербурга сообщили «ФедералПресс», что в 2024 году накопленный дефицит по школам будет полностью ликвидирован, а в 2025 году все социальные объекты в городе будут уже строиться планово. В 2024 году планируется ввести рекордное количество социальных объектов, в их числе – 36 общеобразовательных школ. В 2023 году в Петербурге приняли воспитанников 24 новые школы. Всего с 2019 года в Северной столице построено школ более чем на 50 тысяч мест.
В Республике Коми до 2027 года имеется потребность в строительстве 24 объектов общего образования, в том числе 16 школ и 8 школ с дошкольными группами. В 2024 году в регионе планируется построить школу на 825 мест в микрорайоне Емваль Эжвинского района Сыктывкара и школу на 600 мест в селе Ижма.
В Псковской области к сентябрю 2024 года откроют школу на 165 мест в деревне Линово Пыталовского района и на 150 мест в Печорах. Кроме того, в регионе строят еще шесть школ: на 825 мест в Себеже и Гдове, на 525 мест и 1000 мест в Пскове, на 250 мест в деревне Кузнецовска Себежского района, на 250 мест в деревне Смуравьево-2 Гдовского района. Эти образовательные объекты планируется построить к концу 2024 года. Также к 2027 году планируется открыть школу на 800 мест с кампусом на 300 мест для одаренных детей в деревне Борисовичи Псковского района.
В Карелии не сообщили, сколько школ не хватает, но намекнули, что проблемы могут возникнуть в Петрозаводске, так как там увеличивается количество школьников: с 2020-го на 2,5 тысячи человек. К осени 2024 года в регионе откроют три новые школы: в Медвежьегорске, в Суоярви и в Кеми. Кроме того, рассматривается строительство школы на 1100 мест в Сортавале.
В Архангельской области в 2024–2025 годах модернизируют 17 зданий школ, в частности, в 2024 году проведут капремонт и переоснастят семь учреждений. Также в регионе с 2019-го по 2023 год построено восемь школ и ведется строительство еще восьми.
В Вологодской области в этом году введут в эксплуатацию две новые школы: в 106-м микрорайоне Череповца и на улице Строителей в Вологде. Кроме того, в 2024 году запланирован капремонт и переоснащение школ № 8, № 33, № 13, № 15 в Вологде, Кирилловской средней школы и школы № 1 города Сокола.
В Великом Новгороде к концу 2024 года построят большую школу на 1501 место в микрорайоне Ивушки. В НАО власти отметили, что им достаточно 26 школ. Открытие новых учебных заведений к осени 2024 года в регионе не планируется.
В школах Северо-Запада наблюдается дефицит педагогических кадров. Согласно данным интерактивного портала кадрового центра Ленинградской области, указано, что в регионе не хватает 544 преподавателя. В Карелии, по данным на март 2024 года, не хватает порядка 360 учителей разных специальностей. В правительстве республики отметили, что вакансии закрывают путем перераспределения педагогической нагрузки среди учителей, приема по совместительству педагогов из других школ, старшекурсников из вузов и колледжей. Кроме того, для обучения применяется дистанционное обучение.
В Вологодской области не ответили на вопрос о том, сколько не хватает учителей. Однако еще в ноябре 2023-го начальник департамента образования Екатерина Целикова сообщала, что дефицит достигал 225 человек. Чиновница отмечала, что к 2028 году он может увеличиться до 1242 человек.
Чтобы привлечь педагогов, в регионах вводятся различные меры поддержки. Среди них «Земский учитель», различные выплаты и надбавки и др.
Также в регионах могут быть и дополнительные программы, например, в Мурманской области действуют «Арктический учитель» и «Курс на Север».
Многочисленные меры поддержки учителей не смогли ликвидировать дефицит педагогических кадров. Оргсекретарь межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Ольга Мирясова считает, что на ситуацию влияет низкая оплата труда и плохие условия. «Учителя работают на 1,5–2 ставки. Это ежедневно 24–36 часов в неделю по 6–7 уроков», – отметила Мирясова. Также она обратила внимание, что не решает проблему и программа «Земский учитель».
«Среди причин дефицита педагогических кадров в регионах – не очень серьезные выплаты, которые связаны с переездом по программе «Земский учитель». Ведь специалист не знает, в каком состоянии ему предоставят жилье. Кроме того, есть еще и риск, что человек может не сработаться с коллективом. В итоге программой «Земский учитель» в среднем воспользовались лишь порядка 20 специалистов на один регион», – рассказала «ФедералПресс» эксперт.
Чтобы изменить ситуацию, нужно выделить из федерального бюджета серьезные деньги в сферу образования, существенно повысить зарплаты учителей и снизить нагрузку хотя бы до 20 часов в неделю, отметила Мирясова.
«Оклад должен быть не меньше двух региональных МРОТ. Учитель–предметник должен получать достойную зарплату. Сейчас его жалованье складывается из надбавок, полученных за ряд дополнительных нагрузок. Из-за чего происходят переработки и выгорание», – сообщила оргсекретарь межрегионального профсоюза работников образования «Учитель».
О том, какие меры смогли бы подействовать, знают и сами главы регионов. Так, например, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко во время отчета перед депутатами заксобрания говорил: «Других способов нет. Это зарплата, это условия труда, это жилищные условия либо компенсационные выплаты. И тогда мы эту проблему сможем решать».
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0; инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова