Редакция «ФедералПресс» / Татьяна Буторина
Санкт-Петербург
6 ИЮНЯ, 2024
Периодически в новостных лентах появляются громкие уголовные дела о должностных преступлениях. Чиновники, не один год занимавшие крупные посты, оказываются в СИЗО по уголовным делам о получении взяток в десятки и сотни миллионов рублей. Почему не удается победить коррупцию – как низовую, так и среди высоких чинов, – читайте в материале «ФедералПресс».
В апреле 2024 года был заключен под стражу замминистра обороны Тимур Иванов, который курировал вопросы имущества, жилья и восстановления городов в зоне СВО. Он подозревается во взятке в 1 млрд рублей.
В середине мая попал в СИЗО начальник управления кадров Минобороны РФ генерал-лейтенант Юрий Кузнецов. Ему вменяют свыше 30 млн рублей. Арестован и начальник главного управления связи ВС РФ, замглавы Генштаба Вадим Шамарин, которого обвиняют в получении взятки в 36 млн рублей.
Следом в СИЗО направились бывший командующий 58-й армией генерал-майор Иван Попов. Военный подозревается в продаже нескольких тысяч тонн металла, который был закуплен для строительства инженерных сооружений, на сумму около 100 млн рублей. За злоупотребление должностными полномочиями с ущербом в 70 млн рублей попал под арест и начальник управления департамента по обеспечению оборонного заказа Минобороны Владимир Вертелецкий.
Взяточничество наблюдается и среди должностных лиц, наделенных гораздо меньшими полномочиями. Ежегодно правоохранительные органы выявляют десятки коррупционных преступлений. Между тем в пресс-службе МВД по Петербургу и Ленобласти не смогли сообщить данные статистики по выявляемости таких преступлений, как и воздержались от ответа о средней величине взятки.
В то время как в мае 2024 года в Петербурге осудили на восемь лет исправительной колонии общего режима следователя УМВД. Ей вменили взятку в 1 млн рублей. В ноябре 2023 также в Северной столице были задержаны по подозрению в получении взятки начальник следствия и следователь МВД. Они требовали 8 млн рублей за невозбуждение уголовного дела.
Систематически получал от предпринимателя взятки сотрудник транспортной полиции Ленинградской области. Под домашним арестом находится бывший замглавы администрации Муринского городского поселения, который получил взятку в 1,8 млн рублей.
По данным пресс-службы МВД по Новгородской области средняя сумма получения взятки в регионе составила 1 млн рублей. При этом в 2021 году правоохранителям удалось раскрыть 76 преступлений коррупционной направленности, в 2022 – 55, а в 2023 – 57.
В Архангельской области средняя величина взятки составила порядка 237 тысяч рублей. По данным правоохранителей, в 2021 году выявили 139 подобных преступлений, в 2022 – 92, в 2023 – 117.
В МВД по Вологодской области средняя величина взятки за последние три года составила 172 тысячи рублей. В регионе в 2021 и 2022 годах раскрыли по 51 преступлению, связанному с коррупцией, а в 2023 – 63.
В Псковской области в 2021 году правоохранители смогли раскрыть 45 преступлений (средняя величина получения взятки составила 46 тысяч рублей), в 2022 – 48 (средняя величина получения взятки 33 тысяч рублей), в 2023 – 45 (средняя величина получения взятки – 35 тысяч рублей).
В 2024 году правоохранительные органы уже смогли раскрыть 11 преступлений коррупционной направленности на Псковщине. При этом средняя сумма взятки в регионе составила 1,5 млн рублей, сообщили «ФедералПресс» в пресс-службе МВД по Псковской области. Среди громких преступлений года – задержание замглавы администрации Пскова по подозрению в получении взятки в виде автомобиля стоимостью более 5 млн рублей.
В Карелии в 2021 году возбуждено 81 уголовных дел о коррупционной направленности, в 2022 – 69, в 2023 – 62, рассказали «ФедералПресс» в Следственном комитете Карелии.
По данным оперативных служб, наиболее часто получателями взятки в регионах являлись должностные лица бюджетных учреждений, которым предлагают деньги бизнесмены. Правоохранители Вологодской области уточнили, что денежные средства предлагают для получения разрешительной документации на виды деятельности, требующие лицензирования. Кроме того, деньги пытаются вручить работникам сферы образования, здравоохранения, а также сотрудникам ГАИ, чтобы избежать ответственности за нарушения ПДД.
Коррупция стала активно распространяться в России с 1991 года, отметил в разговоре с «ФедералПресс» член СПЧ, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Западные советники в начале 1990-х заявляли, что коррупция – это смазка экономики переходного периода. Тезис подтверждал и Анатолий Чубайс, который говорил: «Ничего страшного, если в приватизации участвуют чиновники – главное, чтобы этот маховик закрутился». Таким образом, элита сформировалась на коррупционных отношениях.
«Коррупция является частью теневой экономики. Это часть бизнеса. Проблема заключается в том, что она нарушает принцип справедливости. Когда формируется добавочная стоимость, то она закладывается, в том числе, с учетом коррупционной составляющей. По большому счету, все равно граждане платят за коррупцию. Это не просто преступление, которое сформировалось в рамках перехода к капиталистическому строю, это торговля своим ресурсом, торговля властными публичными полномочиями», – пояснил эксперт.
По его словам, уровень коррупции можно и нужно снижать через упрощение процедур, снижения условий для злоупотреблений, не оставлять в законе лазеек для взяток. Уже сейчас стало меньше случаев низовой коррупции. Например, раньше взятки брали за справки, а сейчас процедура упростилась.
Также проблему нужно решать путем ужесточения законодательства. «Надо признать коррупцию государственной изменой. Чиновник принимает на себя обязательства – присягу, как у военных. Когда он совершает коррупционное преступление – он совершает измену Родине. Поэтому так и надо подходить к ответственности», – отметил Кабанов.
На данный момент высокий уровень взяток остается в системе госзакупок и в сфере IT. Между тем Кириллов назвал и регионы с низким уровнем коррупционных преступлений. К ним относятся Тульская, Костромская, Калининградская, Калужская области. По словам эксперта, в целом в России коррупционных преступлений ни больше ни меньше чем в других капиталистических странах, кроме Китая, где есть серьезные системы контроля, в том числе и смертная казнь для коррупционеров.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова