Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Как Россия может ответить на блокировку Мосбиржи: отвечают экономисты

Редакция «ФедералПресс» / Денис Коробейников
Москва
14 ИЮНЯ, 2024

Под санкции США попала Московская биржа и Национальный клиринговый центр. Это означает, что сделки с долларами и евро в нашей стране теперь будут совершаться не на бирже, а на менее прозрачном внебиржевом рынке. «ФедералПресс» рассказывает, какие последствиями это грозит и какой ответ Западу могут дать российские власти.

Что произошло?

Министерство финансов США и подразделение по контролю за иностранными инвестициями OFAC ввело 12 июня санкции против Московской биржи и Национального клирингового центра. Последний является расчетным ядром Мосбиржи. Он обеспечивает корректность операций на бирже и выступает посредником в сделках. Санкции против Мосбиржи направлены на валютный рынок в части торгов долларами и евро.

Какие последствия?

Новые санкции усложнят бизнесу валютные операции. Торговать валютными парами доллар и евро теперь придется на внебиржевом рынке. Не исключено, что банки смогут манипулировать курсом обмена валютой. Центробанк для расчета курса будет смотреть не на биржевые торги, а на курсы российских банков.

Экономист Вячеслав Зайченко в беседе с «ФедералПресс» заметил, что отказ Мосбиржи от торгов долларами и евро не будет существенно влиять на курс рубля. Эксперт подчеркнул, что непродолжительный скачок курсов валюты может возникнуть на фоне новостей о санкциях и из-за непонимания рынка. Меж тем в обменниках Москвы курс доллара вечером 12 июня подскочил до 200 рублей.

Какой ответ могут дать российские финансовые власти

«В моральном плане мы хотели бы отомстить»

Зампредседателя Совета Безопасности Дмитрий Медведев в присущей себе манере, не стесняясь в выражениях, отреагировал на санкции против Мосбиржи. Он заметил, что жизнь Запада и его союзников следует превратить в сплошной безумный кошмар. Политик пояснил, что нужно изничтожать их энергетику и промышленность, а также процитировал Ветхий Завет.

«Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал <…>, так и ему должно сделать», – сказал Медведев.

Кандидат экономических наук Михаил Беляев не совсем согласен с подходом Медведева. Эксперт пояснил, что не очень понятно, каким арсеналом можно дать Западу необходимый ответ.

«Когда Запад принимает какие-то санкции, изобретают что-то по отношению к нам, то они всегда все-таки учитывают, что это касается бизнеса: и их, и нашего», – сказал экономист.

Он напомнил, что на Западе сначала не думали об этом, принимая санкции, но потом убедились в важности такой практики. Беляев заметил, что сторона, применяющая санкции, несет даже большие потери, чем пострадавшие от них.

«Ну, может быть, потому что у нас такая специфическая структура валового внутреннего продукта. Энергоресурсы и прочее. Мы как-то эти санкции преодолеваем, причем достаточно успешно, а на Западе это сказывается негативным образом», – сказал кандидат экономических наук.

Он задался вопросом, не произойдет ли так, что применив ответные санкции на блокировку Мосбиржи, мы тоже понесем какие-то дополнительные убытки, а это сейчас никому не нужно.

«Может быть, в моральном плане мы и хотели бы отомстить. Но надо учитывать, что у нас и темпы роста не самые высокие в экономике и эффективность не самая высокая. И вот нам все-таки надо специальную военную операцию проводить», – добавил экономист.

Он подчеркнул, что какие ответные санкции будут не самым разумным ходом.

Ограничить поставку титана, урана и других металлов

Если все-таки давать какой-то ответ, то наименьший ущерб будет от ограничений экспорта поставок того продукта, который Россия может переориентировать с Запада на другие рынки. Беляев заметил, что это могут быть продовольственные товары, например, зерно.

«Мы же пробовали продавать. Нужно как-то резко обрезать поставки для западных стран для западных компаний. Вместо этого поставлять зерно по дисконтным, заниженным ценам в развивающиеся страны», – добавил он.

Беляев считает, что можно ограничить поставки титана в Европу. Так, издание Reuters писало, что французский лидер Эммануэль Макрон в мае убедил премьера Канады Джастина Трюдо разрешить компании Airbus использовать российский титан, несмотря на санкции.

«Титан – это важный продукт. Но в нашем платежном балансе он не играет такой большой роли. Он не портится, не тухнет. Его можно оставить на складе», – сказал экономист.

Он добавил, что неполученную прибыль от продажи этого титана на Запад можно возместить российским компаниям из бюджета или фонда национального благосостояния.

«Отказать западникам в поставке этого самого титана. То же самое можно по отношению к урану или к каким-то другим металлам. Там мы сильны. Вряд ли кто-то может заместить наши товары, а эти товары критичны для современной промышленной индустрии», – сказал Беляев.

Он напомнил, что Россия также является крупным поставщиком удобрений, и эту категорию товаров тоже можно ограничить для Запада и Европы.

Увеличить долю расчетов в национальных валютах

Россия в первую очередь должна показать Западу, что способна производить нормальные международные расчеты, считает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников.

«Мы готовы это сделать. Мы покажем, что санкционное давление создает для нас определенные неприятности, но не является критическим», – сказал он.

Другим шагом, считает эксперт, станет выстраивание системы международных расчетов с партнерами из дружественных стран.

«Будем выстраивать многосторонний валютный клиринг с использованием цифровых финансовых активов. Вот это будет уже серьезный ответ, потому что мы тем самым защищаем наш механизм взаимных расчетов от вот рисков, так сказать, санкционного давления по поводу доллара и евро», – сказал он.

По его словам, такая системная работа будет снижать долю доллара и евро в системе международных расчетов.

Фото: РИА Новости / Павел Бедняков, ФедералПресс / Елена Майорова, Дмитрий Шевалдин