Редакция «ФедералПресс» / Александр Калинин
Свердловская область
12 ИЮЛЯ, 2024
Свердловские компании испытывают серьезный дефицит рабочих и инженеров, который может растянуться на годы. Молодежь все чаще выбирает специальности, не связанные с производством, поэтому бизнес вынужден пестовать будущих сотрудников с самого раннего возраста. О том, зачем промышленные гиганты вкладываются в школьные кружки и создают соцсети для подростков, – в материале для «ФедералПресс».
«Все говорят, что есть проблема, но не все до конца представляют, насколько она велика. Потребность в кадрах в сфере высоких технологий буквально за год возросла на 25 %», – заявил директор Ассоциации инновационных регионов России Александр Смекалин на панельной дискуссии «ФедералПресс» в рамках международной промышленной выставки ИННОПРОМ.
Особенно остро стоит вопрос с представителями рабочих профессий. Как отметила замгендиректора Трубной Металлургической Компании (ТМК) по управлению персоналом Елена Позолотина, текучесть кадров среди рабочих в 2,5 раза выше, чем у руководителей, специалистов и служащих. Борьбу за них придется продолжать как минимум ближайшие два десятилетия, прогнозирует топ-менеджер. И, как показал ход дискуссии, начинать кампанию приходится заранее.
Сотрудничество бизнеса со средними специальными и высшими учебными заведениями уже никого не удивляет: из преимущества отдельных компаний оно превратилось в «вопрос гигиены», как выразился замгендиректора – руководитель аппарата компании «Россети Урал» Виталий Жуков. Но сами колледжи в последние годы сталкиваются с недобором учащихся по ключевым специальностям, говорит он. В результате преподаватели вынуждены принимать недостаточно подготовленных абитуриентов, что сказывается и на качестве кадров.
«К примеру, мы понимаем, что в определенной локации нам нужно не двести-триста выпускников, а шестьсот, но нам говорят, что и эти триста не могут набрать. Если раньше на наши специальности принимали со средним баллом 3,9-4, то сейчас он упал до 3,6», – сетует топ-менеджер.
Выпускники девятых классов все чаще выбирают вместо нужной для поступления в колледж физики более простые, но бесполезные для этого предметы вроде ОБЖ. Переубеждать их за полгода до экзамена уже поздно, говорит Жуков: если до этого подросток не интересовался физикой, то он вряд ли передумает. Поэтому «Россети Урал» стараются проводить профориентацию уже с восьмых классов, инвестируя в создание «энергокружков». Параллельно детям (а заодно и их родителям) объясняют, в какие колледжи и вузы они смогут поступить, если выберут правильную траекторию.
ТМК с перспективными школьниками из городов присутствия работает уже с шестого класса: в результате четыре из пяти поступивших в профильные вузы приходят на ее предприятия. По словам Елены Позолотиной, следующий этап – создание соцсети для подростков и их родителей.
«Нужно разговаривать на современном языке и через тот источник данных, который им доступен. Думаю, на следующем «Иннопроме» мы поделимся результатами реализации этого проекта», – сообщила она.
Директор департамента по труду и занятости Свердловской области Дмитрий Антонов считает, что промышленникам еще есть куда стремиться. Он призвал активнее проводить экскурсии на производство.
«Чтобы ребенок заинтересовался, должен быть либо зрелищный процесс труда, либо вау-результат. Я помню себя в детстве, у нас заводом-шефом было предприятие «Оргсинтез». Заходишь – там кислота течет, там какой-то желтый дым, там сварка. А еще дядьки показали, как в муфельной печи можно жарить хлеб при тысяче градусов, как соль там трещит. Это же прекрасно. Поэтому я в свое время и пошел на физический факультет», – поделился он.
Разумеется, для подготовки кадров мало привести абитуриента в колледж или вуз: необходимо, чтобы в следующие годы он научился необходимым навыкам. К сожалению, не все учебные заведения могут похвастаться современной материальной базой и хорошими преподавателями. Выходом служит сотрудничество с крупным бизнесом, в том числе в рамках федерального проекта «Профессионалитет».
«У любого производственного предприятия есть свои технологические и производственные процессы. Вопрос в том, чему мы будем доучивать: основным, техническим компетенциям или особенностям конкретного предприятия. Проект «Профессионалитет» предназначен для того, чтобы доучивать нужно было только тому, что нужно на конкретном предприятии, а теоретическую и практическую базу давали бы в колледжах», – объясняет Елена Позолотина.
Активно участвует в проекте и компания «Россети Урал»: как сообщил Виталий Жуков, она сотрудничает с пятью вузами и 34 колледжами и техникумами. Тем, кого пока не удалось включить в «Профессионалитет», она планирует оказывать шефскую помощь.
Еще одна проблема – переток кадров из одной сферы в другую. Как поясняет Жуков, десять лет назад электромонтер мог уйти из энергетики только на производство, но сейчас он может с легкостью за несколько месяцев освоить любую другую профессию. Впрочем, эта же особенность позволяет промышленникам, наоборот, привлекать взрослые кадры и переучивать их на нужные специальности.
«Без системы дополнительной подготовки персонала организациям не обойтись, и этот тренд будет сохраняться. Смена деятельности сейчас проходит быстрее, количество времени на одном рабочем месте сократилось и, думаю, будет сокращаться дальше», – уверена Елена Позолотина.
Сейчас ТМК открыла в регионах присутствия восемь кампусов и полигонов, где ее сотрудники могут получать новые компетенции. В компании более 4000 наставников, обучением за прошлый год были охвачены 85,4 % работников.
Как прогнозирует Позолотина, пик численности молодежи в возрасте 18–25 лет придется на ближайшую пятилетку: после этого будут ощущаться последствия демографических ям.
«Поэтому наша задача – взять как можно больше ребят из этой страты на свои предприятия и удержать их. Понятно, что мы работаем и с бытовыми вопросами, и с безопасностью, и с уровнем заработной платы, который за два года существенно вырос. Но денежный ресурс у всех ограничен, поэтому борьба между работодателями пойдет по линии социальных программ: здоровье сотрудников, обеспечение жильем, отдых», – говорит она.
При этом новое поколение хочет ощущать наполненность жизни как во время работы, так и после нее, отмечает Позолотина. Поэтому особое внимание будут уделять организации досуга.
«Наша задача – сделать так, чтобы каждый сотрудник при желании мог пройти три-четыре карьерных трека и удержаться на нашем предприятии 15–20 лет. И чтобы ему там было комфортно и хорошо», – заключила топ-менеджер ТМК.
Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов, Александр Калинин