Редакция «ФедералПресс» / Анастасия Виноградская
Томская область
31 ИЮЛЯ, 2024
Жители 550 ветхих и аварийных домов в Томской области ожидают расселения. «ФедералПресс» выяснил, как в регионе решается вопрос с такими объектами, куда обращаться, если старый дом отказываются признавать аварийным, и насколько довольны те, кто уже успел переехать.
Согласно данным базы «Дом.МинЖКХ», в Томске сегодня 550 домов, признанных аварийными. Это 14 % от всех жилых зданий города. Речь идет более чем о 3,6 тысячи квартир суммарной площадью 141,8 тысячи квадратных метров, где проживает 9,1 тысячи человек. Четыре самых старых из этих объектов были построены еще в 1870 году. Впрочем, есть и намного более «молодые», например в списке фигурирует дом, построенный в 1995 году.
В то же время, по данным правительства Томской области, проблемных домов в регионе еще больше. Здесь «ФедералПресс», сославшись на данные АИС ППК «Фонд развития территорий», назвали цифру в 1037 домов, где проживает 18,4 тысячи человек. И это не считая объектов, которые могут быть признаны проблемными в ближайшем будущем.
«Информацией о количестве жилых домов, находящихся в «предаварийном состоянии», администрация Томской области не располагает», – говорится в официальном ответе на запрос «ФедералПресс» за подписью заместителя губернатора по строительству и архитектуре Николая Руппеля.
Не смогли предоставить данные «ФедералПресс» и в Госсстройнадзоре по региону.
Этот субъект Федерации участвует в программе переселения из ветхого и аварийного жилья с 2019 года. По данным Фонда развития территорий, за это время в одной только столице региона была расселена 81 тысяча квадратных метров жилья.
Вопрос с расселением ветхих домов решался и до запуска программы, но на это уходили долгие годы. Алена А. прошла эту процедуру от начала и до конца и поделилась своим опытом: «Наша семья в течение 10 лет проживала на улице Щорса, в двухэтажном доме коммунального типа, построенном еще в 1950-х годах. На одну семью в среднем приходилось одна-две комнаты. Из «удобств» – одна кухня на этаж, два туалета на весь дом и отсутствие прачечной»
По словам героини, здание было очень ветхим, что сильно сказывалось на качестве жизни: «В 2005 году у нас были серьезные проблемы с санузлом. Трубы, система водоснабжения – все было в ужаснейшем состоянии. Наши недовольства были услышаны: в 2009 году в доме проходили ремонтные работы. Но, забегая вперед, скажу: это не особо помогло из-за крайне плачевного состояния здания. Нам приходилось ходить по знакомым…»
Сложности возникали и при использовании кухни. Особенно это ощущалось в период зимних морозов: в минус 40 стены промерзали насквозь. «Было ощущение, что я стою на улице, разве что ветер не задувал. Даже банальная чистка зубов стала целой проблемой. Сланцы буквально примерзали к полу, а в раковине стояла вода вперемешку с отходами». И в таких условиях я жила с маленьким ребёнком на руках!» – рассказывает горожанка.
Такое положение дел подвигло Алену к активным действиям. Несмотря на то, что героиня не являлась собственником жилплощади, именно она тогда выступила с инициативой признать дом непригодным для жилья.
«Первое обращение в комитет архитектуры и градостроительства я отправила в феврале 2010 года. Собственником жилплощади числился мой муж, что несколько усложняло задачу. Я нашла выход: все обращения составлялись от имени соседки, приватизировавшей жилплощадь. Конечно, заниматься этим вопросом в одиночку мне было тяжело, поэтому я обратилась к остальным жильцам дома. Меня поддержало около 30 % соседей. На общие средства мы наняли юриста, отправили в департамент техпаспорт на дом, и уже в апреле 2010 года, по итогам оценок комиссии, дом был признан аварийным», – поделилась она.
Ключи от новой квартиры на улице Герасименко семья Алены получила в феврале 2014 года. Взамен жилплощади в 15,6 квадратного метра им досталась полноценная однушка.
Бывают случаи, когда дом не признают непригодным для жилья, даже если жить в нем невозможно. Бывают и иные ситуации – дом признали аварийным, но с расселением не торопятся. Юрист Валентина Зиновьева рассказала «ФедералПресс», что самый эффективный способ решения проблемы – через суд.
«На протяжении четырех лет я работала в государственном юридическом бюро по Томской области. Мы оказывали бесплатную юридическую помощь по этой категории дел. К нам часто обращались граждане, на протяжении нескольких лет ожидающие расселения или капитального ремонта. Бывало и такое, что дом признан аварийным, а людей просят ожидать. Действенный способ в таком случае – подать иск в суд, имея на руках заключение о признании дома аварийным», – рассказала она.
По словам специалиста, в таких случаях есть несколько вариантов развития ситуации. В случае, если человек, занимающий квартиру по договору социального найма, признан малоимущим и нуждающимся в жилье, он вправе написать иск, который, как правило, удовлетворяется без проблем. Имея на руках исполнительный лист, администрация обязана предоставить заявителю жилье в кратчайшие сроки.
«За 4,5 года моей практики такие ситуации были достаточно распространены в Ленинском районе – историческом центре города», – поделилась она.
Нередко собственники жилплощади в аварийном доме претендуют на выплату выкупной стоимости жилья. Она складывается из нескольких составляющих: оценочная стоимость квартиры; стоимость доли земельного участка, на котором располагается дом, в соотношении с площадью квартиры; компенсация за непроведенный капитальный ремонт.
«При возникновении споров в случае, если администрация не успевает подготовить необходимые отчеты, собственник самостоятельно идет в оценочную организацию и делает экспертизу за свой счет. Эти издержки гарантированно покроет ответчик, также могут быть взысканы средства за юридические услуги. Такие дела, как правило выигрышные. Проблема состоит в том, что люди склонны верить словам и бесконечным обещаниям и в результате годами ждут расселения», – резюмировала юрист.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева