Редакция «ФедералПресс» / Матвей Николаев
Санкт-Петербург
2 АВГУСТА, 2024
На улицах и во дворах Петербурга все чаще можно встретить зарядные станции (ЭЗС) для электромобилей. Они появляются у спорткомплексов, ТЦ и на классических заправках. При этом сами электрокары на дорогах Северной столицы пока хоть и редкость, но и их число продолжает расти. Город в этом заинтересован, так как участвует в федеральной программе по развитию подобного транспорта. Подробнее о том, сколько электрических авто будет на улицах Петербурга в будущем, где и как их будут заряжать и зачем они нужны горожанам – в материале «ФедералПресс».
В апреле 2024 года заместитель председателя городского комитета по энергетике Роман Балуев заявил, что в Петербурге зарегистрировано менее 3000 электромобилей. Программа развития электротанспорта в городе предполагает, что уже в 2024 году число таких авто вырастет до 7,9 тысячи. В 2025 году их количество должно утроиться до 23,4 тысячи, а 2026 году составить 57,7 тысячи. Опрошенные «ФедералПресс» эксперты назвали такой прогноз «крайне оптимистичным».
Самый дешевый электрокар на первичном рынке стоит около 3 млн рублей – это Evolute i-Pro липецкой сборки, который почти полностью копирует Dongfeng Aeolus E70 из Китая. Ora O3 от Great Wall обойдется в среднем 3,9 млн рублей, а «Москвич 3» – в 3,95 млн.
В 2022 году Петербург стал одним из 28 пилотных регионов федерального проекта «Электромобиль и водородный автомобиль». Его задача – до 2030 года создать в стране линейку элекрокаров и авто на водородном топливе и инфраструктуру для их использования. Концепция и правила субсидирования были определены федеральным правительством в сентябре 2022 года.
«Инфраструктура для электромобилей в Петербурге, как мне кажется, находится в зачаточном состоянии. Сейчас электрозарядные станции прослеживаются в городе легким штрихом. Это следствие того, что пока электрокаров очень мало. Если они будут выгоднее в цене, то люди будут их покупать», – отмечает в разговоре с «ФедералПресс» директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин.
Он подчеркивает, что электрокары занимают в городе столько же места, сколько и традиционные авто. «Проблема индивидуальной перевозки одного или двух человек так не решается. Потому что самое дорогое в городе – это место. Да, экономию от выхлопа на сгорании мы получаем. Но у них также есть шины и колодки, поэтому последствия стирания и пыль остаются. Как и пробки», – отмечает Валдин.
Также в Петербурге действуют льготы для электрокаров – бесплатная парковка в центре и бесплатный проезд по платным участкам дорог.
Однако пока одной из ключевых проблем электромобиля является небольшой запас хода по сравнению с традиционным авто – на полном заряде он проедет максимум около 400 км. Машина на горючем может за раз преодолеть большее расстояние. При этом запас хода электрокара зависит от многих факторов:
При неидеальных условиях поездки реальный запас хода может оказаться меньше заявленного.
Важнейшим элементом для эксплуатации электромобилей являются ЭЗС для подзарядки такого транспорта. В апреле этого года заместитель председателя городского комитета по энергетике Роман Балуев рассказывал в заксобрании, что в публичном доступе в Северной столице работает 251 станция для электрокаров.
«Если сравнивать с тем же Минском, то количество электрозарядных станций в Петербурге кратно меньше, чем там», – говорит в беседе с «ФедералПресс» независимый транспортный эксперт Михаил Бурцев.
Согласно плану Смольного по развитию в городе сети заправок для электромобилей, к 2026 году таких точек должно стать более 511. На эти цели из городского и федерального бюджетов выделяется 238 млн рублей – 178,4 млн в 2024-м (часть трансферта от Минэнерго РФ в общей сумме 66 млн), 29,6 млн за два следующих года. В комитете по энергетике и инженерному обеспечению сообщали прогнозе о том, что ежегодно число ЭЗС в Петербурге должно увеличиваться на 100 точек.
Чтобы привлекать в индустрию инвесторов, для в них в рамках федеральной программы установлен порядок субсидировния. Город покроет 60 % затрат от стоимости оборудования и до 30 % от цены подключения к сетям. Однако сумма на одну станцию не может превышать 1,76 млн рублей. Известно, что в 2024 году ЭЗС по этой программе откроют семь инвесторов:
«Все, что можно прокачать субсидиями, в итоге стреляет. В пример можно приводить Китай – там все транспортные инициативы изначально были поддержаны государством. Однако как только господдержка прекращалась, уходило и развитие. Например, вкладывали власти деньги в электробусы и сопутствующую инфраструктуру – они появлялись в бешеных количествах. Как только субсидии кончились, фирмы переориентировались на другие виды продукции», – подчеркивает Владимир Валдин.
Отметим, что на рынке, вне программы, самостоятельно обустраивают точки другие частные игроки – например, «Яндекс» и «Силовые машины».
Федеральная программа же предписывает, что все созданные электрозаправочные станции будут «быстрыми» – то есть мощностью не менее 149 кВт. Это позволит зарядить электроавто за 30–40 минут. Есть еще «медленные» ЭЗС – мощностью до 40 кВТ. Их обычно ставят у многоквартирных домов, предприятий, бизнес-центров или в коттеджных поселках – местах, где у людей обычно есть несколько часов на подзарядку авто. У «средних» мощность варьируется до 70–80 кВт. Такие точки встречаются на парковках крупных ТЦ и спорткомплексов, где сильный поток сменяемости машин.
«Если в городе инфраструктура для электромобилей будет серьезно развиваться, тогда и со стороны граждан может вырасти спрос на такие машины. Но важно учитывать стоимость электрокаров, возможности для их ввоза из-за рубежа и другие параметры. Пока вопросов тут больше, чем ответов. Но на сегодняшний момент электроавтомобиль экономически выгоднее, так как затраты на него меньше, чем на бензиновое авто, поскольку бензин постоянно дорожает», – подчеркивает Михаил Бурцев.
Эксперт отмечает, что привлекательность электрокаров может вырасти и в связи с тем, что этот тип транспорта довольно быстро совершенствуется – растет запас хода, скорость зарядки и т. п.
«Будет развиваться электротранспорт в Петербурге – это, очевидно, вопрос политический. Потому что, с одной стороны, воткнуть станции зарядки во двор или на улицы несложно, так как они довольно компактные. С другой стороны, в городе нужно корректировать нормативную базу, чтобы урегулировать все параметры и условия установки ЭЗС», – говорит Михаил Бурцев.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова, Евгений Поторочин