Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Компании будущего: как преодолеть дефицит сотрудников в промышленности

Редакция «ФедералПресс» / Максим Филиппович
Свердловская область
18 СЕНТЯБРЯ, 2024

Одной из основных проблем в промышленности последних лет в России стала нехватка квалифицированных работников. По данным правительства России, только в обрабатывающей промышленности дефицит достигает более миллиона человек. Людей в стране больше не становится, безработица низкая. Ресурсов для воспроизведения населения нет. Как будут выглядеть компании будущего в условиях нехватки работников и удастся ли этот дефицит закрыть – «ФедералПресс» собрал комментарии по этому вопросу от специалистов из разных сфер экономики.

Ситуация на рынке труда

Анна Осипова, региональный аналитик платформы онлайн-рекрутинга HeadHunter:

— В России на одну активную вакансию приходится три активных резюме. Речь идет именно о тех, кто как-то проявил себя у нас на сайте. Мы не берем в расчет тех, кто, например, пять лет не заходил на сайт. Норма для рынка начинается от четырех активных резюме на вакансию – когда есть выбор у соискателя и работодателя.

Сегодня во многих профессиональных сферах выбора нет, особенно это актуально для ключевых сфер экономики России, и особенно для Урала – производство, рабочий персонал. И в этом главная сложность, которая подтверждает, что людей на рынке мало и брать их неоткуда.

Если говорим про прогнозы, то если сейчас обозначена цифра в 1,6 миллиона человек, которых рынку не хватает, то, по разным прогнозам, к 2030 году цифра вырастет до 2,4 миллионов человек.

Если говорить детально о промышленности, то растет число вакансий. На рабочий персонал приходится 22 % от всех открытых вакансий, на производство – 15 %. Больше вакансий открыто только в продажах.

Зарплаты у рабочих, задействованных на предприятиях, растут, и они выше, чем рассчитывают сами соискатели. Работодатели стараются через зарплату собирать или перекупать людей. Можем встретить заработные платы даже на производствах в небольших городах на уровне 80–100 тыс. рублей. Сложность в том, что даже на большие зарплаты люди не готовы идти, потому что их нет.

Даниил Ермолаев, директор по развитию «ВЦИОМ-Консалтинг»:

— Промышленный сектор не воспринимается молодежью как высокодоходный. Например, по данным прошлого года, узнали у поколения 18–24 лет, куда они хотят пойти. Это IT, медицинская сфера, военнослужащие, сотрудник МЧС, работник образования и инженер различных отраслей.

Но когда начинаешь копать глубже, то люди заявляют: на стройку мы пойдем, а куда-то на производство – нет. И это важный момент. Если мы людям не будем популяризировать этот сектор, то вероятность, что они туда пойдут, очень низкая.

Тренды рынка труда

Анна Осипова, региональный аналитик платформы онлайн-рекрутинга HeadHunter:

— Есть несколько трендов. Один из них – это переток персонала из одной сферы в другую. Здесь очень важно запомнить, что конкурентами в борьбе за персонал сегодня являются не только конкуренты по бизнесу, но и многие другие компании, которые к отрасли могут не иметь никакого отношения.

Такси, доставка, е-коммерс – те сферы, в которых тоже высокая конкуренция, но там низкий порог входа. Не нужно иметь специального или высшего образования, при этом высокие зарплаты. От этого страдает, в частности, ресторанный бизнес и строительная сфера.

Многие наиболее продвинутые работодатели расширяют поиски кандидатов, привлекая, например, женщин в мужские профессии, расширяя возрастные границы.

До сих пор есть работодатели, которые говорят, что мы не берем людей старше 35 лет или младше 25. Это пагубная стратегия, которая точно не приведет к добру компанию. Сегодня есть проекты по привлечению старшего поколения. Здесь есть неплохой запас рабочей силы.

Татьяна Караева, заместитель генерального директора Центра стратегических разработок (ЦСР):

— Крупные компании пойдут двумя путями: повышение зарплаты или оптимизацией труда и бережливое производство. Посмотрев на наш производственный процесс, руководитель понимает, что там определенное количество операций и соответствующее количество персонала можно сократить, оптимизировав функции. Отдать какие-то процессы одному человеку, при этом повысив его зарплату.

Запрос на честность

Даниил Ермолаев, директор по развитию «ВЦИОМ-Консалтинг»:

— Выходя на рынок труда, молодое поколение сталкивается с кризисом: в школе у них ощущение, что они растут, в университете ощущение, что они растут, на последнем курсе – они классные профессионалы, которые все знают, а дальше при выходе на работу им говорят, что нужно переучиваться. И где-то порог входа в профессию низкий, а где-то высокий. И молодой человек, войдя в сферу, даже если ему она интересна, понимает, что его тут не ждут, надо начинать все заново.

Здесь подходим к проблеме – разрыв с запросами работодателя и готовностью вузов выпускать те кадры, которые они хотят. Можно сказать, что вузы выпускают полуфабрикат. Работодатели с этим смирились, а вот сами студенты – не до конца.

У молодых людей вырос запрос на честность, и они тонко чувствуют, когда им пытаются выдать желаемое за действительное в интересах работодателя: они требуют конкретно показать и рассказать об их трудовом пути.

Татьяна Караева, заместитель гендиректора ЦСР:

— Смещается точка эйджизма, и сейчас активно берут на работу людей за 40–55 лет. И государство ищет механизмы восполнения дефицита кадров.

Демографическая яма действительно есть. Ковид, СВО, смертность и не самая благоприятная социально-экономическая ситуация, хотя мы фиксируем кратный экономический рост, но наблюдаем и инфляционные процессы. Все ходим в магазины, у нас народ начинает привыкать, что заработная плата повышается, но реальные доходы граждан в паритете покупательской способности денег не растут.

Около 40 % вакансий не заняты именно в промышленности. Объективно говоря, быть токарем или сварщиком труднее, чем водителем такси или курьером. Это требует культуры труда, которая нами утеряна. Мы перестали воспитывать любовь и уважение к своему труду.

Современное поколение понимает, что они могут не учиться – их заберут любыми. Дети не замотивированы в собственном развитии, они знают, что за ними все равно придут работодатели, научат и дадут работу.

Повышение зарплат – не панацея

Татьяна Караева, заместитель гендиректора ЦСР:

— Нужно понимать, что в разных отраслях и в разных видах деятельности, в зависимости от специфики, все идет по-разному. Конечно, можно говорить, что у нас недостаточные темпы развития. Есть яркие примеры. Наверное, не нужно говорить, что только разгоном заработных плат проблему не решить. Мы не достигнем ни качества, ни количества.

Денис Новоженов, вице-президент – руководитель дивизиона «Урал» ООО «ЕВРАЗ»:

— Я согласен, что большой бизнес может разгонять зарплаты, но это никому не нужно, это путь в никуда.

Даниил Ермолаев, директор по развитию «ВЦИОМ-Консалтинг»:

— С одной стороны, да, согласен относительно уровня зарплат и важности этого уровня для молодых людей. Но дальше, когда мы с ними общаемся, возникает парадокс: деньги важны, но они – не ключевой фактор. Это особенно у поколения 18–24 лет добавляют к поиску работы еще несколько факторов: нужна интересная работа, экологичный коллектив, вклад в мир и другое. Второй момент – желание получить большую сумму накладывается на то, что они могут ее получить в десятках отраслей.

Трансформация

Денис Новоженов, вице-президент – руководитель дивизиона «Урал» ООО «ЕВРАЗ»:

— По остродефицитным профессиям – это сварщики, токари, операторы станков с ЧПУ, водители – недоштат составляет около 30 %. Это результат демографической ямы, которая нас достигла, и сейчас мы боремся за каждого человека.

Мы на 22 % подняли зарплату по сравнению с 2023 годом. При этом мы для себя поняли, что больше людей не будет.

Проблему решаем несколькими путями: трансформация рабочих мест, внедрение современных технологий, цифровизация, внедрение ИИ и модернизация производства.

Наша задача – убрать людей с тех мест, куда наши дети не пойдут работать.

Также запустили проект повышения производительности труда: в планах за 10 лет поднять производительность в два раза.

Мы хотим, чтобы люди приходили в хорошие коллективы, где нормальная рабочая атмосфера, адекватные руководители. Готовы и переобучать сотрудников, под новые рабочие места.

Фото: ФедералПресс / Дмитрий Шевалдин, Полина Зиновьева, Елена Майорова; Unsplash.com

Инфографика: ФедералПресс / Маргарита Неклюдова