Редакция «ФедералПресс» / Матвей Николаев
Санкт-Петербург
5 СЕНТЯБРЯ, 2024
В 2024-м новый учебный год начался с новых запретов для школьников. Теперь закон официально запретил им пользоваться гаджетами на уроках. У меры появились сторонники и противники среди родителей и педагогов. И пока они спорят, юристы пытаются понять, имеет ли право учитель отбирать смартфон у ученика и как будут наказывать провинившегося? В строгих нормах нового закона и тонкостях его возможного применения также разобрался «ФедералПресс».
С 1 сентября в России запретили использовать во время школьных уроков «средства подвижной радиотелефонной связи» – проще говоря, гаджеты. В «черный список» попали:
При этом в новом законе указано, что использовать эти средства связи ученику разрешено в экстренных случаях – когда существует угроза жизни школьника или педагога.
«Речь не идет ни о каких запретах. Ученик будет всегда на связи с родителями, но в образовательном процессе мобильные устройства должны использоваться только с разрешения учителя», – прокомментировали в Минпросвещения России.
Как объяснял спикер Госдумы Вячеслав Володин, запрет гаджетов в школах должен повысить авторитет преподавателя в глазах учеников и способствовать их живому общению в классе. При этом мера была обусловлена большим числом жалоб от учителей и родителей. Ограничения, по их мнению, должны повысить дисциплину в классах.
«Это важно, учитывая, что многие дети сегодня страдают настоящей зависимостью от мобильных телефонов и испытывают сложности с социальной коммуникацией», – подчеркнул Володин.
Парламентарий рассказал о жалобах учителей на то, что многие ученики на переменах не общаются между собой, а погружены в экраны гаджетов, предпочитая их также подвижным играм. Стоит отметить, что действующий закон не запрещает школьникам пользоваться смартфонами на переменах.
«Ребята не понимают, зачем им что-то учить, если можно загуглить», – говорит о другой причине запрета первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. По ее словам, дети часто отвлекаются на гаджеты во время занятий, поэтому не усваивают необходимые знания.
В пояснительной записке к закону сказано, что его реализация позволит «минимизировать факторы отвлечения внимания обучающихся во время проведения учебных занятий».
О том, как новый запрет воспринимают жители регионов Северо-Запада РФ, узнал портал SuperJob, который провел опрос на эту тему. В каждой из столиц субъектов результаты получились примерно одинаковые. Например, в Архангельске 9 из 10 учителей согласны с нововведением. Из родителей с педагогами согласны 85 %: по их мнению, смартфон – это отвлекающий фактор.
Похожие результаты продемонстривовали респонденты из Мурманска, Петрозаводска, Сыктывкара, Калининграда, Вологды. Отличия в итогах составляли 1–2 % в зависимости от региона.
В Мурманске, к слову, каждая школа будет определять порядок и форму хранения телефонов, заявили в местном комитете образования. В учебных заведениях также установят контроль за соблюдением закона с учетом мнения родителей.
«И до принятия обсуждаемых поправок школы могли установить в своих внутренних документах запрет на использование мобильных телефонов на уроках. Насколько мне известно, такие правила вводились в некоторых учебных заведениях», – говорит в беседе с «ФедералПресс» юрист Алексей Чеченин.
Организационные моменты также могут решаться внутри образовательного учреждения – на совете учащихся, родителей, подчеркнули в комитете по образованию Петербурга. К примеру, ученики и родители могут прийти к общему решению о том, в какой форме сдавать гаджеты – централизовано или нет.
«У старшей дочери в шестом классе не забирают, говорит, что всем пофиг. Но обещают всяких суровостей, если увидят, и дети пока не спешат проверять. У младшего в третьем классе учительница забирает – но это на ее усмотрение, чтобы они на переменах не в игры втыкали, а побегали и поиграли, как нормальные люди. Я ей за это очень благодарна. И в данном случае это никак не связано с новым законом, это издревле так повелось», – рассказывает «ФедералПресс» многодетная мать Наталия из Великого Новгорода.
Петербургское издание «Фонтанка» провело опрос в своем телеграм-канале, в котором поучаствовало 2,5 тыс. человек. Он показал, что с 1 сентября 2024 года телефоны стали забирать у 23 % городских школьников. Однако только на время занятий. На переменах пользоваться гаджетами разрешили. У 67 % школьников нововведений в пользовании смартфонами не случилось, а 30 % учеников запрещали их и раньше.
«Школа закупила какие-то коробки, чтобы ученики сдавали смартфоны в начале дня и получали обратно в конце», – рассказал один из петербургских родителей.
Нужно принять один важный факт, от которого не убежать: цифровые инструменты вошли в нашу жизнь глубоко и надолго, считает новгородский педагог Максим Юдин.
«Проблема гаджетов в школах – это не проблема детей. Это проблема скучных учителей, которые не умеют и не желают уметь работать с инструментами», – отмечает Юдин в сетевой дисскуссии по поводу нового запрета.
Он добавляет, что работал в школе, где поощрялось использование личных ноутбуков в учебном процессе.
«Дети довольно охотно этим пользовались, и более чем результативно. Другое дело, что далеко не все учителя смогли перестроиться или так выстроить учебный процесс, чтобы детям было интересно. А «Родительский контроль» прекрасно решает все проблемы соцсетей, игр, доступа в интернет и на определенные сайты», – подчеркивает Юдин.
«После принятия поправок остается главная проблема – как заставить школьников исполнять этот запрет. Как и ранее, закон предусматривает в качестве наказаний три вида дисциплинарных взысканий для учеников: замечание, выговор и отчисление. Комментировать практическое значение и реализуемость этих мер, я думаю, не требуется», – замечает юрист Алексей Чеченин.
По его словам, обязанности школы следить за соблюдением нового требования не установлено. Также непонятно, какое должностное лицо обязано изымать телефон и отвечать за его сохранность во время занятий, подчеркивает в беседе с «ФедералПресс» адвокат Алексей Музафаров.
«Это классный руководитель, директор или завуч? Из текста закона ничего непонятно. Подзаконных актов и постановлений, а также комментариев от законодателя у общества нет», – говорит Музафаров.
Да, внутренними правилами учебного заведения может быть предусмотрена обязанность учеников сдавать телефоны перед уроком. «Но и здесь остается вопрос исполнения – применять силу или обыскивать ученика учитель не может. Так что если не упражняться в юридической казуистике, то нужно признать – какой-либо действенной ответственности за нарушение запрета пользоваться телефонами не предусмотрено», – делает вывод юрист.
Он допускает, что учитель, конечно, в случае неповиновения новому требованию, например, может вызвать полицию для привлечения 16-летнего школьника за мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП) или потребует привлечь родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию (5.35 КоАП).
«Но перспективы подобных дел, мягко говоря, туманны, а наказания несущественны», – говорит Чеченин.
Фото: ФедералПресс / Светлана Возмилова, Евгений Поторочин