Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Миллиарды на «безопасные счета»: почему в России процветает киберпреступность

Редакция «ФедералПресс» / Татьяна Буторина
Псковская область
16 СЕНТЯБРЯ, 2024

Число жертв, пострадавших от дистанционного мошенничества, растет. Увеличивается и ущерб от деятельности телефонных аферистов, которым ежегодно удается переводить со счетов граждан сотни миллионов рублей на так называемые «безопасные счета». О причинах разгула киберпреступности и о том, кто и почему становится жертвой мошенников, – в материале «ФедералПресс».

Масштабы кибермошенничества

Количество преступлений, совершенных с использованием ІТ-технологий, растет. Ежегодно мошенники забирают у доверчивых граждан около 300 млн рублей, но иногда им удается украсть и значительно больше. Например, в Вологодской области после «звонка из службы безопасности банка» жертва лишилась 10 млн рублей. В Калининградской области был зафиксирован максимальный ущерб от действий мошенников почти в 100 млн рублей.

В Калининградской области только за семь месяцев 2024 года общая сумма похищенных дистанционными преступниками средств составила 525,6 млн рублей. Жителей Карелии в 2023 году обманули более чем на 600 млн рублей. В Вологодской области только за этот год аферисты уже забрали порядка 600 млн рублей, а за 2023 год со счетов украдено почти 900 млн рублей.

По данным ЦБ РФ, только за первый квартал 2024 года мошенники пытались выманить у граждан около 2 трлн рублей, в итоге сумев получить переводы на сумму в 4 миллиарда, а во втором квартале объем средств в операциях без согласия клиента составил 4,7 млрд рублей, всего за вторые три месяца года было зафиксировано более 250 тыс. инцидентов.

О том, что количество обманутых мошенниками граждан лишь растет, свидетельствуют и данные по количеству обращений за помощью к юристам. «В 2022 году количество жертв мошенников, оформивших кредит на себя и добровольно отдавших деньги злоумышленникам, составляло около 10 % от общего числа клиентов, обратившихся за процедурой банкротства. В 2023-м эта цифра уже перевалила за 15 %, а по итогам 2024 года, возможно, это будет уже одна пятая обратившихся за нашей услугой клиентов», – отметил в разговоре с «ФедералПресс» генеральный директор юридической компании «Банкрот-Сервис» Антон Михайлов.

Кто становится жертвами телефонных аферистов

На уловки мошенников попадаются люди разного социального статуса и возраста, сообщили «ФедералПресс» в региональных пресс-службах МВД. Для каждой возрастной категории у злоумышленников имеются свои подходы. Представителям молодого и среднего поколения преступники предлагают перевести деньги на так называемые «безопасные счета», а также выманивают средства под предлогом инвестирования в ценные бумаги, акции и криптовалюту. Пожилым людям предлагают оказать помощь родственнику, попавшему в ДТП.

В пресс-службе МВД Карелии отметили, что обманывают также детей и подростков. Это происходит в различных интернет-играх, например при покупках бонусов, а также при купле-продаже в соцсетях или на маркетплейсах.

Кроме схем «родственник в беде» и «безопасный счет», преступники могут убеждать граждан принять участие в «спецоперации» по ликвидации мнимых мошенников в банковской сфере или правоохранительной системе, пояснили в ведомстве.

«Во всех этих случаях злоумышленники просят граждан обналичить свои сбережения или взять кредит, а также перевести денежные средства на определенный счет, принадлежащий мошенникам. Когда операция будет завершена, гражданину будут возмещены все расходы, чего, конечно же, не происходит», – сообщили в пресс-службе МВД по Республике Карелия.

Генеральный директор юридической компании «Банкрот-Сервис» Антон Михайлов отметил, что наиболее часто на уловки аферистов попадаются люди социально малоактивные, с небольшим кругом общения. Например, одинокие граждане и пенсионеры, живущие отдельно от детей.

«Цель мошенника – изолировать клиента от его окружения, погрузить в некий «кокон» общения исключительно с подставными лицами (именно поэтому звонит не один человек, а несколько злодеев). Человеку дают понять, что близкие, друзья и знакомые не смогут понять и правильно воспринять информацию, которую злоумышленник доносит клиенту, и только он сам, клиент, сможет себе помочь. Вторая цель – не дать человеку период охлаждения, что называется, «на подумать». Аферисты на связи с раннего утра и до позднего вечера, иногда даже ночью для убедительности могут позвонить», – объяснил Михайлов.

Почему растет дистанционное мошенничество

Одной из причин распространения телефонного мошенничества является низкий уровень финансовой и правовой грамотности у большинства населения, отметил в разговоре с «ФедералПресс» старший преподаватель юридического факультета Финансового университета при правительстве РФ Алексей Середа. «Мошенники используют финансовые термины, о которых потенциальные жертвы слышат в СМИ, но не имеют более глубокого представления», – сообщил эксперт.

Например, сейчас участились случаи, когда злоумышленники просят перевести деньги на «безопасный счет» из-за того, что граждане якобы могут потерять доступ к своим деньгам из-за введения в России цифрового рубля.

Директор центра противодействия мошенничеству компании «Информзащита» Павел Коваленко отметил, что одной из важных причин распространения кибермошенничества является слабое законодательство и правоприменение. «Хотя в России предпринимаются шаги для усиления борьбы с кибермошенничеством, законодательные и технические меры зачастую не поспевают за изменениями в тактике мошенников. Более того, нередки случаи трансграничного дистанционного мошенничества, а в сложившейся международной обстановке координация для борьбы с такими образованиями затруднена», – подчеркнул он.

Для борьбы с этим явлением государству необходимо проводить масштабную разъяснительную работу о происходящих изменениях в финансовой сфере, отметил старший преподаватель юридического факультета Финансового университета при правительстве РФ Алексей Середа. Также, по его словам, к этой работе необходимо привлекать кредитные организации, которые заинтересованы в сохранении накоплений граждан и противодействии использованию мошенниками названий крупных банков, сотрудниками которых они зачастую представляются.

Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.2; инфографика: ФедералПресс / Маргарита Неклюдова