Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Омский министр образования о нововведениях в школах: «Скоро будут другие учебники»

Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Сумина
Омская область
31 ОКТЯБРЯ, 2024

Новый учебный год будет отличаться от предыдущих. С 1 сентября вступили в силу изменения учебных программ, подписанные президентом РФ Владимиром Путиным. Например, уроки ОБЖ заменены новым предметом «Основы безопасности и защиты Родины», а также вернулись уроки труда. Что еще ждет учащихся и их родителей, какие профессии наиболее востребованы среди выпускников школ, стоит готовиться к ЕГЭ либо ждать его отмены – в эксклюзивном интервью «ФедералПресс» рассказал министр образования и вице-губернатор Омской области Иван Кротт.

Изменений много

Иван Иванович, начался новый учебный год. Какие изменения и нововведения ждут учителей, школьников и их родителей?

— Нововведений действительно много. Прежде всего, в этом году в расписании школьников с 8-го по 11-й класс появляется новый предмет «Основы безопасности и защиты Родины», преемник ОБЖ. Сейчас учителя проходят курсы повышения квалификации. Кроме того, с этого года будет меньше контрольных, они должны занимать не больше 10 % учебного времени, и Рособрнадзор будет регулировать этот вопрос. Наконец, в школы вернулись уроки труда. Желательно, чтобы эти занятия проходили в «Кванториумах» и «Точках роста». Ребенок, окончив школу, должен уметь что-то делать руками.

Кроме того, 1 сентября для школьников вводится предмет «Семьеведение», который будет проходить вне учебных занятий. Это будет не урок в классическом его понимании, а скорее доверительная беседа между школьниками и педагогами. Детям будут рассказывать о семейных ценностях и традициях.

Наконец, в этом учебном году омские школьники приступят к изучению географии родного края по новому учебному пособию «География Омской области». Завершилась поставка в школы Омска и области семи тысяч изданий. Новое учебное пособие включает в себя две части – «География родного края: природа и население Омской области» и «Занимательная география Омской области». В первой части ребята познакомятся с природными условиями, ресурсами и населением Омской области. Во второй части школьники узнают об интересных фактах, событиях, загадках и природных особенностях Омской области. Пока издали 7 тысяч экземпляров, пособия уже передали в школы города и области.

Стоит отметить и профориентационную работу. Школьники чаще станут выезжать на ведущие предприятия. Важно детям показать на практике, как работают наши сельскохозяйственные комплексы, промышленные предприятия, чтобы уже сегодня ребята сориентировались, чем хотят заниматься в будущем.

На что будет сделан упор в этом году?

— Нам сейчас нужно завершить те ремонтные работы, которые мы ведем в школах. Решаем ситуацию со строительством новых образовательных учреждений, и у нас на контроле качество образования. В частности, надо уделять внимание не только основным предметам, по которым ребята сдают ЕГЭ, но и таким, как ИЗО, музыка, труд, физическая культура. Педагоги будут проходить курсы повышения квалификации по этим предметам, чтобы идти в ногу со временем.

Инженеры в тренде

В Чкаловском поселке открылась «космическая школа», ставшая структурным подразделением Омского авиационного колледжа имени Жуковского. Как проходит обучение и насколько сложно туда попасть?

— 2 сентября в торжественной обстановке с подключением «Роскосмоса» и приветственными словами губернатора Омской области мы открыли «космический лицей». Здесь при поддержке ПО «Полет» оборудованы «космические» классы, мастерские, где есть все необходимое для занятий.

Программа в лицее рассчитана на развитие пространственно-креативного мышления и творческих навыков, которые необходимы будущим инженерам. Омск – это промышленный город, и инженерный лицей должен обеспечивать формирование базовых инженерных компетенций, которые позволят ребятам идти в высшие и средние профессиональные учебные заведения. В частности 9-е, 10-е и 11-е классы – профильные. Для того чтобы туда попасть, необходимо пройти конкурсный отбор. Понятно, что в микрорайоне новая школа вызвала ажиотаж. Были сложности, но мы справились.

С 1 сентября мы запустили программу «ТОРИО: территория опережающего развития инженерного образования». Это позволит обучать ребят инженерному мышлению уже с детского сада, потом они перейдут в профильные классы, а дальше в колледжи и вузы. Интерес к инженерному лицею большой. Попасть туда возможно.

В последнее время организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях претерпела изменения: появились церемонии поднятия флага, «Парты Героев», «Разговоры о важном». Насколько сегодня это нужная работа?

— Надо признать, что в 90-е годы было не до патриотического воспитания, а в последние годы произошла перезагрузка. Современная школа ориентирована не только на передачу знаний, но и на воспитание подрастающего поколения. Надо сказать, что советники по воспитанию регулярно проходят курсы повышения квалификации. Они являются связующим звеном между учителями, родителями и детьми, являются проводниками в мир возможностей, которые открываются сегодня перед современным школьником.

Борьба за кадры

Что делают власти для привлечения учителей в школы? Чем могут заинтересовать?

— Борьба за человеческий капитал – самый важный вопрос, который есть. Согласно данным ведомственного еженедельного мониторинга министерства образования Омской области, по состоянию на 12 сентября этого года укомплектованность педагогическими работниками в общеобразовательных организациях – 99,3 %, но это не значит, что нет вакансий. В школах точечно остаются востребованными: учитель математики, учитель русского языка и литературы, учитель иностранных языков, учитель начальных классов, учитель физики.

Основными причинами снижения уровня фактической обеспеченности образовательных организаций педагогическими кадрами стали структурные изменения в экономике, обществе, демографической структуре населения и структуре трудовых ресурсов, развитие сферы услуг и негосударственного сектора экономики, смена модели социально-психологических и индивидуальных приоритетов граждан, бюджетные возможности сельских поселений, муниципальных образований, субъектов Российской Федерации в целом.

Для привлечения нового поколения педагогов одним из устойчивых источников кадров рассматриваются институты профориентации школьников и психолого-педагогические классы. Устойчивым источником точечного кадрового обеспечения должна стать целевая подготовка специалистов, приоритетно учителей. С прошлого года реализуются мероприятия, направленные на повышение привлекательности целевого обучения. По инициативе губернатора Омской области студенты-целевики, которые заключили в 2024 году договоры о целевом обучении по педагогическим направлениям, с первого курса будут получать материальную поддержку 10 тысяч рублей. Те, кто заключил договор на 2–3-м курсах, будут получать до 15 тысяч рублей, а если договор заключен на 4-м курсе, то материальная поддержка составит до 20 тысяч рублей, в зависимости от места дальнейшего трудоустройства – в Омске или области.

Новые работники будут охвачены не только мерами материальной поддержки. В отрасли активно применяются формы нематериальной поддержки: наставничество, создание условий для непрерывного профессионального развития, различные формы методической поддержки и сопровождения, конкурсы профессионального мастерства, деятельность общественных объединений, организация форумов, оценка заслуг и достижений педагогов.

Сколько школ в Омске в текущем учебном году считаются переполненными?

— Пока мы мониторим ситуацию. Если обратиться к цифрам прошлого года, у нас работало 709 образовательных учреждений, где обучалось свыше 243 тысяч ребят. Так, в 24 % школ было две смены, а остальные работали в одну. У нас есть потребность в строительстве новых учебных заведений в густонаселенных микрорайонах, а потому власти активно работают с застройщиками, чтобы они сразу строили школу поблизости.

А какой процент девятиклассников переходит в 10-е классы? Зависит ли это от переполненности школы?

— Омская область не выделяется на фоне России. У нас 40 % школьников уходят в 10-е классы, а остальные – в техникумы и колледжи. В системе среднего профессионального образования активно работает проект «Профессионалитет», благодаря этому улучшается оснащение пространств и подготовка кадров рабочих профессий.

Интерес к профессии

Какие профессии сегодня востребованы у омских школьников? Куда больше идут за получением высшего образования?

— Самое востребованное направление среди омских школьников – «Инженерное дело, технологии и технические науки». Студенты поступали как на бюджет, так и на внебюджет. Вторым востребованным направлением стало «Образование и педагогические науки». Еще популярны такие направления, как медицина и агропромышленный комплекс. У нас все ключевые сферы задействованы.

Какие нововведения ожидают в будущем систему образования, в частности школы?

— Есть понимание того, что в ближайшем будущем история России в школах будет преподаваться по новым учебникам. Этот процесс запущен в школах с 2023 года, в 2025 году будет издана вся линейка новых учебников по истории России. Многие спрашивают, что же будет с ЕГЭ. Могу точно сказать, что на 2025 год ничего не изменится. Рособрнадзор открыт для нововведений и предложений, которые могут заменить формат ЕГЭ. Задач на новый учебный год много. И я благодарен учителям, которые ежедневно выходят на работу и формируют то будущее, в котором нам всем вместе жить.

Фото: предоставлено пресс-службой министерства образования Омской области, ФедералПресс / Ольга Юшкова, Полина Зиновьева, Евгений Поторочин