Редакция «ФедералПресс» / Елена Бутырина
Москва
27 СЕНТЯБРЯ, 2024
В Москве проходит VII Российская энергетическая неделя (РЭН). В этом году в форуме принимают участие 5 тысяч делегатов из 84 стран, включая 36 глав дипломатических миссий. Значительный интерес международных партнеров к данному событию в очередной раз показал, что они разделяют провозглашенные Россией принципы о необходимости развития сотрудничества в многополярном мире на взаимовыгодных условиях – именно эта тема была ключевой на форуме. Как развивается российская энергетика, какова ее роль в мире сейчас, в условиях беспрецедентных санкций и кто теперь является главным партнером страны на этом рынке – «ФедералПресс» рассказывает подробно.
Как заявил на пленарной сессии президент Владимир Путин, несмотря на трудности, Россия остается одним из ведущих участников мирового энергетического рынка, продолжая поставлять потребителям значительные объемы нефти и газа.
«За последние два с половиной года отечественные компании смогли переключить поставки нефти, нефтепродуктов, угля. Например, если раньше доля Азиатско-Тихоокеанского региона в нашем энергетическом экспорте составляла примерно 39 %, то по итогам прошлого года она выросла в полтора раза и превысила уже 60 %. В целом на долю дружественных стран приходится свыше 90 % энергетического экспорта России. При этом его физический объем, за исключением природного газа, – тоже для специалистов понятно почему, – практически сохранился на уровне 2021 года», – заявил Путин.
По словам первого заместителя министра энергетики РФ Павла Сорокина, наша страна спокойна относительно потенциального прироста спроса, который до 2030 года может составить 4,5–5,5 %, а до 2050 годов – 5 % от текущего потребления, и к середине столетия сможет поставлять на рынок при базовом сценарии 540 млн тонн нефти с определенными корректировками, соответствующими требованиям ОПЕК+.
По словам вице-премьера Александра Новака, в 2024 году в России планируется добыть порядка 515–521 млн тонн нефти, снизившись приблизительно на 1,9–3 % по сравнению с 2023 годом, когда добыча равнялась 531 млн тонне.
«Если работать эффективно, внедрять новые технологии, то есть хорошая возможность очень долгое время оставаться конкурентоспособным на мировом рынке нефти. Россия уже делает это на протяжении последних 15–20 лет. Рост добычи в нашей стране произошел не за счет увеличения добычи традиционных запасов, а за счет начала разработки тех запасов, которые мы ранее не могли эффективно добывать. Сейчас у нас 70 % добычи из трудных запасов, которые не осваивались еще 15 лет назад», – рассказал журналистам на полях РЭН глава «Газпром нефти» Александр Дюков.
Энергетический рынок в России растет, несмотря на западные ограничения на поставки энергоресурсов и попытки навязать миру собственные правила игры.
Росстат сообщил на этой неделе, что в январе – августе 2024 года в стране добыча газа выросла на 9 % до 448,1 млрд кубометров с 411,2 млрд кубометров в 2023 году. По действующему среднесрочному макропрогнозу, добыча газа в России в 2024 году ожидается на уровне 666,7 млрд кубометров. И хоть она не достигнет показателей прежних лет (763 млрд кубометрами в 2021-м и 676 млрд кубометров в 2022-м), но ситуация в отрасли все же остается стабильной, демонстрируя прирост относительно 2023 года, когда было добыто 638 млрд кубометров газа. Во всяком случае, прогноз восьми месяцев этого года превышен более чем на 17 млрд кубометров и дает шанс на дальнейший рост добычи, а значит, и экспорта – главным образом в Азию.
О расширении географии и объемов поставок в азиатском направлении указал на форуме и Владимир Путин, отметив роль «Силы Сибири» в экспорте трубопроводного газа и Северного морского пути – сжиженного природного газа (СПГ). Производство СПГ в январе – августе 2024 года, согласно Росстату, подросло в сравнении с тем же периодом 2023 года на 7,3 % до 22,4 млн тонн, в том числе в августе и вовсе подскочило на 30,3 % до 2,8 млн тонн, а по итогам всего года может достигнуть 38 млн тонн, согласно среднесрочному макропрогнозу. Как сообщил журналистам на полях РЭН вице-премьер РФ Александр Новак, экспорт российского СПГ за весь 2024 год может приблизиться к 35 млн тоннам.
С тем, что Россия на сегодняшний день остается одним из ведущих участников мирового энергетического рынка, несмотря на трудности, согласны международные партнеры нашей страны.
Теодоро Обианг Нгема Мбасого, президент Экваториальной Гвинеи – государства, с которым Россия тесно сотрудничает на энергорынке в рамках Форума стран-экспортеров газа и ОПЕК+, отметил на пленарном заседании РЭН, что его страна, богатая нефтью и газом, «решительно настроена углублять энергетическое сотрудничество с Россией и с дружественными странами» и открыта для создания стратегических альянсов с партнерами.
«Мы приглашаем российские компании и компании из других дружественных стран к сотрудничеству не только в сфере производства энергии, но и в области разведки и эксплуатации наших нефтегазовых ресурсов. Такие партнерства не должны ограничиваться добычей ресурсов, они должны включать в себя передачу знаний, технологическую подготовку и поддержку развития современной энергетической инфраструктуры», – сказал он.
В панельной сессии, которую провел на форуме зампредправительства России Александр Новак, баланс в мировой энергетике для нового экономического роста обсуждали руководители и представители Форума стран – экспортеров газа, правительства Республики Беларусь и Венгерской Республики, профильных министерств Боливарианской Республики Венесуэла, Ирана, Узбекистана.
Готовность развивать энергетическое сотрудничество с Москвой выразили министры энергетики БРИКС на переговорах, организованных в рамках РЭН – эта встреча стала ключевым событием форума. Глава Российского фонда прямых инвестиций на РЭН выразил надежду на создание единого рынка углеродных единиц между странами БРИКС.
Сегодня на мировых рынках ждут из России не только нефть и газ, но и электроэнергию. В частности, министр энергетики Ирана Аббас Алиабади в целях повышения энергетической безопасности предложил связать электросети РФ через территорию исламской республики с Объединенными Арабскими Эмиратами и Саудовской Аравией. У России есть для этого все возможности: по словам Владимира Путина, за последние полтора десятка лет установленные мощности российской электроэнергетики возросли на 18 %, а сами станции прошли глубокую модернизацию, став более «зелеными» и эффективными.
Владимир Путин пообещал сформировать эффективную и свободную от вмешательства извне энергоплатформу развития БРИКС.
На состоявшейся в дни Российской энергетической недели в Москве встрече министра энергетики России Сергея Цивилева и министра энергетики, нефти и горной промышленности Сенегала Бираме Сулея Диопа стороны рассмотрели возможность участия российских компаний в строительстве солнечных и ветряных электростанций в африканской стране.
Сейчас Россия совершенствует свою энергоотрасль, чтобы она могла активно и эффективно развиваться в условиях ограничений без ущерба для бюджета страны. В том числе меняется налогообложение в отрасли.
Замминистра финансов РФ Алексей Сазанов, выступая на сессии Российской энергетической недели, сказал, что на сегодняшний день для нефтяной индустрии создано достаточно налоговых преференций – льготы на 2023 год оценены в 1,7 трлн рублей, из которых около 1 трлн рублей приходится на налога на добавочный доход (НДД), и потому пора вынести на обсуждение дополнительные преимущества при применении капиталоемких технологий увеличения нефтеотдачи пластов.
Он сказал журналистам в кулуарах РЭН, что Минфин выступит против расширения периметра применения НДД в условиях действия сделки ОПЕК+, поскольку в данный момент нефтяники добывают ниже потенциала.
«Если ввести дополнительные льготы, это будет просто стимулировать переток добычи там, где ниже НДПИ, что будет означать потери для бюджета. Поэтому в тех условиях, когда мы не можем наращивать добычу, расширять периметр НДД преждевременно», – пояснил Сазанов.
Замминистра указал на естественный темп падения нефтедобычи на действующих месторождениях и необходимость компенсации выпадающих объемов вовлечением в разработку трудноизвлекаемых запасов, повышением коэффициента извлечения нефти на уже эксплуатируемых месторождениях и освоением участков на шельфе. Он не исключил предоставления дополнительных налоговых преференций для месторождений, где применяются дорогостоящие технологии нефтеотдачи пластов, подчеркнув в то же время, что не считает налоговые льготы панацеей в решении отраслевых проблем.
«Налоги – это дополнительный стимул, людям будет приятно еще и его получить, но он совсем не определяющий. Не надо упираться в налоги. Это неправильный ход мысли, никогда сами налоговые льготы не решат проблемы, мы во многих отраслях это пытались делать, и могу точно сказать – они не решают проблему фундаментально», – сказал замминистра.
«Про конкретные технологии и финансовые преференции для отдельных капиталоемких проектов пока трудно рассуждать, но логика в том, что для увеличения/поддержания уровня добычи на существующих месторождениях, которые со временем вырабатываются и темп добычи падает, необходимо применение дорогостоящих технологий. И для того, чтобы компании были заинтересованы в этом процессе, нужны экономические стимулы, в частности через налоги, как это, например, применено в механизме НДД – освобождение от рентных платежей, но изъятие определенной нормы прибыли от конкретного проекта в зависимости от его экономических параметров. Подобные вопросы по изменению налогового режима в отрасли, скорее всего, будут обсуждаться в привязке к проекту трехлетнего бюджета, так как налоговые поступления от сектора формируют значительную часть доходной статьи», – прокомментировал для «ФедералПресс» Дмитрий Скрябин, портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал».
Сегодня в Минфине РФ обсуждают и продление после 2031 года инвестиционной надбавки к обратному акцизу на нефть, призванной поддерживать модернизацию НПЗ. Однако условия пока неизвестны – их согласование начнется не раньше октября-ноября. Что касается обнуления топливного демпфера по одному из видов топлива – бензину или дизелю, в зависимости от превышения его рыночной цены над установленной ценой отсечения в оптовом сегменте, то министерство, кажется, вовсе не против этого.
Понятно, что сейчас правительству приходится лавировать между интересами бюджета и бизнеса, и от его решений будет зависеть дальнейшее самочувствие отрасли.
«Нефтяная и газовая отрасль сейчас плохо себя чувствуют из-за рыночной конъюнктуры. И сейчас стоит вопрос о поддержки отрасли. Есть много идей, и их нам сегодня озвучили. Но решения нет. Все сводится к организации дискуссии. По итогам переговоров между Минфином и бизнесом будет вырисовываться ряд решений, о которых можно сейчас говорить с большей долей опаски их принятия», – сказал «ФедералПресс» эксперт по финансовым рынкам Николай Солабуто.
Сейчас правительство занято работой по продлению горизонта планирования энергетической стратегии России до середины текущего столетия. Эта стратегия представляет собой большой, комплексный план по наращиванию энергомощностей в масштабах всей страны
«Это все проекты длительного цикла: мы должны смотреть вперед, и мы делаем это. Эта работа будет опираться на крупные, системно значимые проекты с длительными сроками капиталовложений, включая, как уже сказал, освоение новых технологий, разработку месторождений, строительство обеспечивающей инфраструктуры, электростанций и линий электропередачи», – напомнил Путин.
Обновить стратегию, заглянув за горизонт, необходимо уже в ближайшие месяцы. Распланированная на долгие годы вперед, отечественная энергетика должна стабильно развиваться внутри страны, укрепляя собственную энергетическую безопасность, и оставаться конкурентной на международном рынке. Для страны это очень важно.
Фото: ФедералПресс / Наталья Оксак, Елена Майорова, pxhere.com