Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Сумина
Новосибирская область
4 ОКТЯБРЯ, 2024
Двадцать три года назад, 4 октября 2001 года, самолет авиакомпании «Сибирь», следовавший из Тель-Авива в Новосибирск, потерпел крушение над водами Черного моря. Тогда следователи выдвинули несколько версий случившегося, и одна из них – теракт. Менее чем за месяц до этого исламские террористы захватили четыре пассажирских самолета, а потому взрыв пассажирского лайнера вполне вписывался в этот сценарий. В результате катастрофы все находившиеся на борту погибли. «ФедералПресс» вспомнил, как произошла трагедия, и попытался понять, можно ли было ее избежать.
Потерпевший катастрофу самолет Ту-154М был выпущен Куйбышевским авиационным производственным объединением в начале марта 1991 года. Меньше чем через месяц, 4 апреля того же года, передан авиакомпании «Аэрофлот». В 1993 году был куплен авиакомпанией «Сибирь» и от нее сдавался в лизинг различным авиакомпаниям. На день авиакатастрофы самолет налетал 16 703 часа и прошел один капитальный ремонт.
В то роковое утро лайнер взлетел как обычно. Он выполнял чартерный рейс 1812 до столицы Сибири. Полет по маршруту проходил без замечаний, в пределах международной воздушной трассы, где не было никаких ограничений. На борту находились 78 человек: 12 членов экипажа и 66 пассажиров – граждане России, Израиля либо имевшие двойное гражданство.
За штурвалом были опытные пилоты – командир судна 42-летний Евгений Гаров, налетавший 10 748 часов, 5980 из них – на Ту-154. Второй пилот – 37-летний Борис Левчугов, за плечами у которого было 4460 часов, в том числе половина на Ту-154. В общем, причин для беспокойства не было.
Самолет находился в воздухе уже больше часа и летел над Черным морем, как на высоте 11,1 тысячи метров, примерно в 200 километрах юго-западнее Сочи, диспетчеры зафиксировали звуковой сигнал, который соответствует выходу экипажа на связь. Единственная фраза, которую им удалось разобрать, была «Куда попали?».
После этого лайнер внезапно исчез с радаров. В это же время командир другого самолета, Ан-24 армянской авиакомпании, сообщил, что слева от него взорвался самолет, а его обломки падают в море.
В районе падения лайнера были обнаружены масляные пятна, четырнадцать трупов на поверхности воды и несколько фрагментов тел. Все остальное погрузилось на дно. Местонахождение бортовых самописцев установить не удалось.
У следователей было несколько версий авиакатастрофы – теракт и попадание зенитной ракеты. Сторонники последней версии предположили, что во время учебных стрельб с участием ПВО Украины, которые проводились 4 октября 2001 года на мысе Опук в Крыму, авиалайнер Ty-154 случайно оказался в центре предполагаемого сектора обстрела учебной цели и имел близкую к ней радиальную скорость, в результате чего был обнаружен радаром системы С-200 и принят за учебную цель.
Тогда президент Украины Леонид Кучма сообщил, что версия о гибели Ту-154 от ракеты не повредит международной репутации государства, поскольку произошедшее «не в диковинку».
«Посмотрите вокруг, в мире, в Европе – мы не первые и не последние. Ошибки бывают везде», – процитировало президента Magnolia-TV.com.
Заявление президента Украины повергло общественность в шок. В знак протеста свой пост оставил пресс-секретарь Кучмы Александр Мартыненко, уступив его Игорю Сторожуку. 24 октября 2001 года президент этого государства в своем телеобращении официально признал, что Ту-154 был сбит украинской ракетой и принес извинения за случившуюся авиакатастрофу.
Спустя некоторое время власти этой страны, не дожидаясь результатов расследования, выплатили семьям погибших моральную компенсацию в размере 200 тысяч долларов на каждого погибшего.
Самолеты Ту-154 терпели крушение в разных регионах нашей страны. К примеру, 4 июля 2001 года пассажирский самолет Ту-154М авиакомпании «Владивосток Авиа», следовавший по маршруту Екатеринбург – Иркутск – Владивосток, при заходе на посадку в аэропорту Иркутска попал в штопор и разбился. Погибли все находившиеся на борту 145 человек – 136 пассажиров и 9 членов экипажа. Причина авиакатастрофы – ошибки пилотирования из-за нарушения взаимодействия в экипаже и отсутствия должного контроля за выдерживанием параметров полета.
Другая трагедия произошла ранее – 30 июня 1962 года. Самолет ТУ-104А авиакомпании «Аэрофлот» выполнял рейс из столицы Приангарья в Омск. Через час после благополучного взлета красноярский диспетчер услышал взволнованный голос второго пилота: «Красноярск, сорок два… триста семьдесят, следите за мной, смотрите за мной», который раздавался на фоне сильного грохота. Через две с половиной минуты самолет рухнул на землю. Все находившиеся на борту 84 человека погибли. Позже комиссия по расследованию катастрофы выяснила, что причиной крушения самолета стало поражение левого борта зенитной ракетой. Оказалось, что одно из подразделений ПВО в это время проводило учебные пуски зенитных орудий в районе села Маганск.
Рекомендуем почитать материал «ФедералПресс» о самых страшных ДТП на автомобильных трассах Сибири.
Фото: pxhere.com, ФедералПресс / Анна Миронова, Елена Сычёва, Максим Артамонов, Вера Романескул