Редакция «ФедералПресс» / Александр Калинин
Свердловская область
3 ОКТЯБРЯ, 2024
Ведущие уральские застройщики и чиновники обменялись своими взглядами на будущее: как выяснилось на пленарном заседании международного форума 100+ Techobuild в Екатеринбурге, строительная отрасль оказалась на пересечении самых разных трендов. О том, как повышение мобильности и стремление к природе пытаются примирить с ростом небоскребов в мегаполисах и исчезновением малых городов, – в материале «ФедералПресс».
Среди главных трендов уральские застройщики назвали рост мобильности: уже сейчас покупатели квартир не слишком привязаны к одному району. Если раньше им была интересна локация, то теперь важнее комплекс полной готовности, где в десятиминутной доступности находятся и магазин, и детский сад, заявил президент тюменской группы компаний «Страна Девелопмент» Александр Гайдуков.
Эту мысль развил гендиректор компании «УГМК-Застройщик», зампред общественной палаты Екатеринбурга Евгений Мордовин. По его мнению, следует изменить нормативы в пользу развития внутриквартальной инфраструктуры. Если сейчас только 5 % помещений в жилом доме могут использоваться под другие нужды, то на самом деле современному человеку необходимо в три раза больше, считает Мордовин.
«Два-три этажа должны быть инфраструктурными: это детские сады, офисы, бассейны, магазины, студии. Работа, отдых, образование, спорт и здоровье – все должно быть в одном квартале», – полагает он.
Конечно, такой квартал должен быть высотным, полагают представители бизнеса. По словам Мордовина, повышение плотности застройки увеличит возможности для жителей и позволит эффективнее использовать землю и инфраструктуру.
От создания комфортных кварталов собеседники логично перешли к развитию городской среды в целом. Дизайнер Артемий Лебедев заявил, что сейчас пространства проектируются «не для людей», а россиян пытаются «загнать с улицы в помещение». При этом комфорт на улице не менее важен, чем внутри дома, а обходится значительно дешевле, уверен Лебедев.
Идею поддержал тот же Евгений Мордовин: по его словам, застройщики пытаются проектировать уютные улочки и пешеходные зоны, но упираются в нормативы, которые рассчитываются «не от потребности жителей, а от количества машин».
«Что бы мы ни предлагали, мы будем получать автобаны», – сетует Мордовин.
Ситуация изменится, когда россияне «начнут выходить на улицу, спать под деревом и получать от этого удовольствие», поделился Артемий Лебедев своим образом будущего.
Еще одну тему поднял совладелец группы PRINZIP, член общественной палаты Екатеринбурга Геннадий Черных. Он неожиданно предсказал, что малые города в будущем получат импульс к развитию, сопоставимый с тем, что произошел сто лет назад – в годы индустриализации. Застройщику возразил первый замгендиректора компании «Газпром инвест» Илья Козлов: он предлагает «проинвентаризировать» малые города и не спасать вымирающие городки и поселки ценой огромных вливаний.
«Все сдвигается в сторону городов от 50 тыс. человек. Все, что меньше, отпадает», – категоричен Козлов.
С таким подходом не согласился первый замминистра строительства РФ Александр Ломакин: он напомнил, что многие моногорода играют важную роль в обеспечении безопасности страны, развитии науки и технологий. По словам Ломакина, в числе опорных населенных пунктов, перечень которых формируется прямо сейчас, будут не только мегаполисы.
«Они будут являться точками роста прилегающей территории по всем направлениям: это и экономика, и наука, и туризм, и промышленность, и сельское хозяйство», – сказал чиновник.
Присутствие высоких гостей давало участникам дискуссии не только высказаться о будущем, но и пролоббировать собственные инициативы. Тем более, как напомнил в начале беседы губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, именно сейчас формируется новый национальный проект «Инфраструктура для жизни».
Так, Александр Гайдуков, формально обращаясь к мэру Алексею Орлову, но явно имея в виду и московского гостя, призвал продолжить строительство метро в Екатеринбурге. Градоначальник заверил, что администрация «не отходит от этой идеи», но упор делает на развитие наземного метро. Городская электричка позволит не только повысить связность внутри города, но и решить те самые проблемы малых городов в агломерации.
«Не надо строить театр драмы в Дегтярске, надо, чтобы житель Дегтярска мог быстро и комфортно приехать в Екатеринбург и получить эту услугу», – заявил Орлов.
Гендиректор компании «Синара-Девелопмент» Тимур Уфимцев, в свою очередь, призвал проводить больше «мегасобытий», подобных чемпионату мира по футболу и несостоявшейся Универсиаде. По его словам, только такие поводы дают возможность осуществлять мегапроекты, остающиеся в наследие горожанам.
«Мегасобытие – это триггер или «пинок», который позволяет включить креатив у самых разных «участников забега». А это десятки организаций, часть которых даже не знают о существовании друг друга», – объяснил Уфимцев.
Модератор Вячеслав Трапезников, угадав, к чему клонит застройщик, предложил провести в Екатеринбурге фестиваль классической музыки: это позволит завершить многострадальный проект нового зала филармонии.
Сам Алексей Орлов тоже высказался о наболевшем: проблемой оказалось сворачивание федеральной программы «Стимул», по которой в новых микрорайонах строили школы, детские сады и поликлиники. Орлов призвал Минстрой придумать ей адекватную замену.
«Если жить в спальном районе, не имея социальной инфраструктуры, то говорить о каком-то комфорте сложно. Застройщики уделяют серьезное внимание благоустройству дворовых территорий и озеленению, но для строительства социальной инфраструктуры необходима поддержка бюджетов всех уровней», – подытожил мэр Екатеринбурга.
Фото: ФедералПресс / Светлана Возмилова