Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Замглавы Кубани: «Внутренняя политика до спецоперации, в начале СВО и сейчас – различается»

Редакция «ФедералПресс» / Андрей Гусий
Краснодарский край
8 ОКТЯБРЯ, 2024

Внутренняя политика в регионах в период спецоперации, до ее начала и сейчас в активной фазе – значительно различается. Об этом говорит и президент России Владимир Путин. «ФедералПресс» поговорил с заместителем губернатора Краснодарского края Александром Топаловым о том, какие изменения на Кубани.

Александр Александрович, внутренняя политика Краснодарского края до начала спецоперации, в начале ее и сейчас – какие изменения?

— Естественно, главное изменение заключается в том, что приоритетом стало обеспечение помощи участникам специальной военной операции и их семьям. Именно это губернатор определяет как одну из первостепенных задач на текущий момент.

С первых дней объявления частичной мобилизации мы направили в муниципалитеты форму для сбора данных – так называемый социальный паспорт. В нем отображается количество семей участников СВО, скольким нужна помощь, какие у них условия проживания и прочее. На сегодняшний день составлено более 23 тысяч таких паспортов, эта работа продолжается, поскольку появляются новые семьи добровольцев и военнослужащих.

За каждой семьей закреплен волонтер и ответственный сотрудник. Все возникающие вопросы решаются максимально оперативно, где нет такой возможности – ставятся на контроль.

Выстроили работу так, чтобы помощь носила системный характер. На постоянной основе ведем мониторинг хода и качества паспортизации и проводимой работы. Наши сотрудники регулярно выезжают на места для проверки.

Также по поручению губернатора ведется комплексная и системная работа по оказанию гуманитарной помощи бойцам и мирным жителям прифронтовых регионов. К ней присоединились общественные и национально-культурные организации, региональные отделения политических партий. Отдельно хотел бы отметить помощь в этом направлении наших муниципалитетов.

Еженедельно они направляют питьевую воду, продукты питания, средства личной гигиены, медикаменты, игрушки, постельное белье, книги, спортивный инвентарь, стройматериалы – все то, что поможет наладить мирную жизнь в прифронтовых регионах.

Сегодня, когда мы сталкиваемся с рядом внешних вызовов, особое внимание также уделяем сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Усилили в этом направлении совместную работу с правоохранительными органами, в том числе профилактическую.

Кадровых проектов в Краснодарском крае очень много, как есть и кадровый голод, особенно в некрупных муниципалитетах. Кубань готова себя обеспечить муниципальными чиновниками самостоятельно? Есть статистика по финалистам таких проектов?

— Наверное, говорить именно о кадровом голоде будет не совсем корректно. Безусловно, в Краснодарском крае, как и в целом по стране, существует нехватка квалифицированных кадров, в том числе и в сфере государственной и муниципальной службы.

Неотъемлемой частью кадровой политики Краснодарского края за эти годы стал конкурс «Лидеры Кубани», который проводится по поручению губернатора Вениамина Ивановича Кондратьева. Цель проекта – найти и поддержать перспективных и высококвалифицированных специалистов, способных стать лидерами и внести существенный вклад в социально-экономическое развитие региона. Конкурсные испытания формируются из реальных проектов, реализуемых органами местного самоуправления, краевыми структурами, крупными коммерческими компаниями региона.

В этом году мы проводим уже седьмой сезон проекта и видим, что интерес к нему продолжает оставаться на высоком уровне. Благодаря конкурсу в крае сформировалось профессиональное сообщество управленцев, нацеленных на результат. Почти 300 полуфиналистов, финалистов и победителей прошлых лет работают на разных должностях в органах власти или вошли в кадровый резерв региона.

Например, Гайнюченко Станислав Александрович (победитель 2018 года) стал главой Усть-Лабинского района, Даньяров Андрей Викторович (лауреат 2019 года) – заместителем главы Тимашевского района, Трубицин Максим Андреевич (победитель 2019 года) – заместителем главы Крымского района.

При этом стоит отметить, что трудоустройство участников не является прямой целью проекта, он направлен в первую очередь на создание кадрового резерва, состоящего из талантливых, мотивированных и компетентных сотрудников, готовых занять ключевые управленческие позиции в региональных и муниципальных органах власти, а также социальной, экономической и общественно-политической сферах. Все зависит от самих участников, а мы предоставляем для них все возможности для профессиональной и личной самореализации.

В целом в проводимой кадровой политике мы всегда основываемся на принципах открытости, конкурентности, справедливости и профессионализма. Во всех муниципальных районах и городских округах Краснодарского края сформированы муниципальные резервы управленческих кадров. Используются различные инструменты и методы, такие как конкурсные отборы, обучение и развитие персонала, мотивационные программы и прочее.

В настоящее время реализуем также ряд проектов, направленных на привлечение кадров, в том числе молодежи, для государственной и муниципальной службы. Например, совместно с Президентской академией госслужбы РАНХиГС в крае реализуется кадровый проект «Стажериум: развивай талант во власти». Его цель – привлечь молодых ребят на госслужбу, сформировать позитивный образ государственного служащего и повысить уровень доверия к органам власти. В рамках проекта студенты семи вузов Краснодарского края смогут пройти стажировки в различных органах исполнительной власти региона.

Резюмируя сказанное, хотел бы подчеркнуть, что самая важная ценность Кубани – это люди. Для всех, кто хочет работать, Краснодарский край всегда будет территорией возможностей. И в свою очередь мы создаем все условия для роста, развития и продвижения, делая все, чтобы единой командой трудиться на благо родного края.

Чего в принципе не хватает в муниципальном управлении на данный момент? Реформа МСУ поможет исключить какие-то трудности? Многие жители переживают из-за изменений, но по сути они не должны почувствовать разницы. Для чего и как проводятся реформы и как они отразятся на обществе?

— Было бы неправильно говорить о том, что в муниципальном управлении чего-то не хватает. В своей работе муниципалитеты всегда руководствовались 131-ФЗ («Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В течение ряда лет закон совершенствовался, в него вносились правки. И на каждом этапе развития страны он позволял муниципалитетам и региону в целом развиваться по всем направлениям.

Вместе с тем сейчас мы можем говорить о том, что входим в новый этап развития местного самоуправления. Был принят закон о введении в российскую систему местного самоуправления нового вида муниципального образования – муниципального округа. Изучив опыт соседей, в частности Ставропольского края, в прошлом году мы начали работу над преобразованием муниципальных районов в муниципальные округа. «Первопроходцами» стали три территории – Туапсинский, Приморско-Ахтарский и Ленинградский районы, которые на сегодняшний день уже преобразованы в муниципальные округа.

Объясню, какие принципиально новые возможности предлагает округ по сравнению с районом. Так, при переходе в округ на территории образуется одноуровневая система власти – одна окружная администрация и один представительный орган. Упразднятся Советы депутатов поселений, а также поселенческие администрации, их место займут подразделения теперь уже администрации округа.

В округе действует один устав и самое важное – единый бюджет, где сконцентрированы все финансовые возможности территории. Сейчас многие поселенческие бюджеты дотационные, и порой средств на развитие территории не хватает. Создание муниципальных округов позволяет более справедливо распределять бюджет. С получением статуса муниципального округа территория может активнее участвовать в национальных проектах и программах, появится возможность выделять деньги на софинансирование программ и проектов.

Безусловно, многих жителей волнует вопрос – вдруг с переходом в округ они лишатся возможности на месте получать необходимые справки, быстро обращаться за помощью. Такого не произойдет, поскольку образованные на месте администраций поселений подразделения округа будут заниматься всеми прежними вопросами, в том числе − выдачей справок и документов. Разъяснительная работа в этом направлении ведется.

Подводя итог, можно сказать, что муниципальный округ – это тот же муниципальный район, в тех же границах, но без деления на городские и сельские поселения. Такая форма позволяет объединить бюджетные, административные, кадровые ресурсы и создать более эффективную систему управления.

К слову об обществе. НКО 2024 года – какие они? Насколько сильно изменились направления работы: какие ушли из работы, кто пришел им на замену?

— Сегодня в регионе более 7 тысяч НКО, в том числе социально ориентированных. Они реализуют проекты, которые делают жизнь в нашем крае и стране лучше, помогают наиболее нуждающимся и незащищенным категориям граждан.

В последнее время мы сталкиваемся с новыми вызовами, ответ на которые требует быстрой реакции и гибкости мышления. Некоммерческому сектору удается оперативно и нестандартно реагировать на возникающие потребности общества, оказывать помощь, находить пути решения непростых жизненных ситуаций.

Если посмотреть детально на то, как меняются направления их деятельности, то можно проследить четкую взаимосвязь с ситуациями, которые складываются не только в Краснодарском крае, но и на территории всей страны в целом.

Так, если в 2022 году приоритетным направлением работы, исходя из результатов участия НКО в конкурсах «Гранты Губернатора Кубани», была деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, то уже в 2023 году вектор сменился в сторону патриотического, в том числе военно-патриотического воспитания граждан. В 2024 году заметно прослеживается, что НКО в своих проектах стали больше внимания уделять социальному обслуживанию, поддержке и защите граждан. Мы видим много проектов, направленных на поддержку бойцов СВО и их семей. Это говорит о том, что НКО не уходят из работы, а наоборот адаптируются к новой реальности и без промедлений реагируют на запросы общества.

Со своей стороны мы стремимся создать максимально комфортные условия для их работы. В этом году по поручению губернатора сумма поддержки социально ориентированных НКО в крае достигла беспрецедентных объемов и размеров – 500 млн рублей, мы – в лидерах среди субъектов страны. Совместно с Центром развития гражданского общества работаем не только над количеством, но и над качеством всех реализуемых проектов.

Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края