Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Как власти и бизнес будут развивать российский экспорт: ответ нашелся на форуме «Сделано в России»

Редакция «ФедералПресс» / Фаддей Александров
Москва
15 ОКТЯБРЯ, 2024

В Москве в Центре международной торговли прошел Международный экспортный форум «Сделано в России», который собрал представителей ведущих экспортных компаний, бизнесменов, в том числе из-за границы, а также представителей власти. Ключевым событием мероприятия стала пленарная сессия «Карта российского экспорта. Маршрут построен», на которой обсуждались меры поддержки отечественного бизнеса в продвижении продукции за рубеж.

Китай, Индия, Египет – ключевые страны экспорта

В начале пленарной сессии премьер-министр Михаил Мишустин подчеркнул, что несырьевая неэнергетической продукция стала крупным и важным направлением российского экспорта. Он напомнил, что отечественная внешняя торговля продолжает развиваться, несмотря на внешние вызовы. Так, валовой внутренний продукт увеличился за первые восемь месяцев этого года на 4,2 %. Мишустин добавил, что немалую роль в этом сыграло расширение партнерства с дружественными России государствами.

«Ключевыми направлениями являются такие страны, как Китай, Индия и Египет. Хорошими темпами восстанавливается торговля с Вьетнамом. Устойчиво наращивается сбыт товаров машиностроения, металлургии, химической, фармацевтической, косметологической промышленности», – сказал премьер-министр.

По его словам, экспорт продукции особенно важен в транспортном машиностроении, где треть от произведенного в металлургии отправляется за границу. В сфере агропромышленного комплекса около 40 % зерна получают иностранные покупатели. «Только после полного обеспечения внутреннего спроса страны», – добавил премьер-министр.

В планах нарастить экспорт до 122 млн тонн

Министр сельского хозяйства Оксана Лут оптимистично смотрит в будущее. В ходе своего выступления она подчеркнула, что Россия вполне может войти в тройку лидеров среди стран – поставщиков продовольствия. С 2018 года, добавила министр, экспорт увеличился на 18,5 млрд долларов, в прошлом году он составил 43,5 млрд долларов. Лут подчеркнула, что к 2030 году страна должна экспортировать 122 млн тонн продовольствия.

«Что мы ожидаем к 2030 году? В соответствии с указом президента мы должны иметь $55,2 млрд экспорта к 2030 году. Мы это разбили на объемы. Аналитически у нас получается, что мы должны поставлять ежегодно на рынок 122 млн тонн продукции», – добавила министр.

Она рассказала, что власти планируют увеличить экспорт круп, хлопьев, сахара, мяса и молочных продуктов. Лут подчеркнула, что экспортерам важно следить за безопасностью поставляемых товаров.

«У нас должны быть здоровые животные, которые потом превращаются в мясо. Наша ключевая задача – следить за безопасностью. У нас должно быть чистое растениеводство, которое приемлемо для третьих стран», – сказала Лут.

Министр добавила, что большую помощь компаниям оказывает Российский экспортный центр (РЭЦ), который помогает с маркетингом, проводит большое количество мероприятий, направленных на продвижение продукции.

Нацпроект для помощи в экспорте

Глава Минпромторга Антон Алиханов рассказал о новой версии национального проекта «Международная кооперация и экспорт», которую власти планируют запустить в 2025 году. Политик сообщил, что успешные меры поддержки, прописанные в старой версии нацпроекта, перейдут в новую.

«Комплексная программа повышения конкурентоспособности, субсидии на транспортировку и сертификацию за рубежом, выставки, бренд «Сделано в России», администрируемый РЭЦ. Эти меры и поддержка региональными властями национального проекта в новой редакции сохраняются», – пояснил министр.

По его словам, власти используют инструменты для создания торговой и промышленной инфраструктуры, которая позволит отечественным компаниями дособирать или производить продукцию на зарубежных рынках. В качестве примера Алиханов привел отечественную автомобильную отрасль.

«Наши автопроизводители теперь собирают автомобили во Вьетнам и благодаря этому получают экспортные возможности на рынках АСЕАН», – сказал он.

Он добавил, что среди новых мер поддержки, которые начнут действовать в следующем году, создание торгово-логистической инфраструктуры за рубежом, а также раскатка новых транспортных маршрутов.

«Когда ты ставишь какой-то контейнеровоз, например, на новый маршрут, он зачастую слабо востребован. Вот для того, чтобы раскатать новые маршруты, несколько первых лет планируем до 80% субсидировать затраты компаний, которые занимаются грузоперевозками», – сказал Алиханов.

По его словам, это позволит приблизить к нам рынки Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева