Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Смерть якутской девочки от стаи собак стала поводом для спора депутатов

Редакция «ФедералПресс» / Анна Миронова
Республика Саха (Якутия)
17 ОКТЯБРЯ, 2024

Днем 7 октября стая собак напала на 12-летнюю девочку из поселка Чульман в Якутии. Несколько дней врачи боролись за ее жизнь, но от полученных травм ребенок скончался. Собачий вопрос снова остро встал в обществе, депутаты разных уровней вступили в спор. Что предлагает каждая сторона – в материале «ФедералПресс».

Нападение собак на ребенка

12-летняя девочка из Якутии стала новой жертвой бродячих собак. К сожалению, далеко не первой. Несколько лет назад в Якутске свора растерзала преподавателя университета, в Забайкалье напали и загрызли ребенка, который возвращался домой с занятий. Список жертв бесконечный, а решения нет до сих пор.

Когда в Чульмане произошла трагедия, местные жители вышли к зданию администрации на митинг: люди возмущены тем, что по поселку вальяжно разгуливают стаи по 15–20 собак, почти ни у одной нет чипа.

Как пишет РИА Новости, глава поселения Сталик Дерягин заявил, что в текущих условиях администрация просто не в силах отловить, стерилизовать и выпустить всех собак, которые живут в поселке. Он отметил, что на этот год в бюджете заложено около 440 тысяч на эту работу – на одну собаку уходит порядка 18 тысяч рублей. В год в поселке по программе ОСВВ (отлов – стерилизация – вакцинация – возврат) могут отловить не больше 24 животных.

При этом СК заподозрил Дерягина в халатности. По поручению центрального аппарата СК было заведено уголовное дело, чиновник отстранен от должности на время следствия.

Что делать с собаками в российских городах

В вопросе бродячих собак в России всегда две точки зрения: одни настаивают на продолжении программы ОСВВ или оставлении некоторых собак в приютах пожизненно. Другие уверены, что это невозможно, и настаивают на умерщвлении животных.

Владимир Бурматов, депутат Госдумы, высказался о якутской беде и проблеме с собаками в целом. Он уверен, что проблема не в животных – проблема в чиновниках на местах, которые не хотят вопросом заниматься.

«Регулирование численности безнадзорных животных – региональное полномочие с правом передачи в муниципалитеты. Так было всегда. Полтора года назад мы по просьбе регионов дополнительно расширили их, дав возможность субъектам РФ реализовывать все необходимые мероприятия для решения проблем в этой сфере. Большинство регионов спокойно это сделали, и сегодня занимаются строительством приютов (в том числе без использование бюджетных средств, через механизм ГЧП), отловом и пристройством безнадзорных животных; имеют право содержать их в приютах, не выпуская обратно», – написал Бурматов в своем телеграм-канале.

Он уверен, что, займись чиновники делом, беды бы не случилось, а разговоров об усыплении собак не было бы.

«Мы видим, что в районе, где произошла трагедия, ничего этого сделано не было. Местные власти, видимо, просто не занимались этой проблемой, результатом чего стала беда. Не убирали бы мусор – был бы мусорный коллапс. Не чинили бы дороги – было бы не проехать. Не позаботились о том, чтобы убрать с улиц выброшенных людьми собак и позаботиться и о гражданах, и о животных, не защитили людей – вот страшный результат», – написал Бурматов.

Но есть и противоположная точка зрения – от депутата Ил Тумэн Якутии Александра Кошукова. Он уверен, что рекомендации из Москвы и мнение западных зоозащитников не работают в условиях Крайнего Севера: животные, даже стерилизованные, собираются в стаи – им все еще нужны территория, еда. И эти стаи продолжают нападать на людей.

«Все средства на решение «собачьего вопроса» – из региональных бюджетов, даже если они дотационные. А ведь содержание пунктов передержки или приютов обходится – в зависимости от климатических условий и отдаленности населенных пунктов – в десятки, а то и сотни миллионов рублей. Питомники быстро переполняются, и отловленных собак просто некуда становится помещать. То есть надо строить новые пункты. Пожизненное содержание сотен животных в постоянно растущем приюте – непосильное бремя для бюджета небольшого поселения», – отметил депутат.

Кошуков, в отличие от Бурматова, уверен в том, что необходимо ввести новую меру – эвтаназия после отлова. Такую инициативу уже пытались ввести в Якутии, но после жалоб зоозащитников Верховный суд Якутии отменил статью принятого закона об эвтаназии на 31 день пребывания в приюте.

Как считают в Якутии: надо ли усыплять бродячих собак

После каждой трагедии, когда собаки убивают человека, дальневосточники требуют принять закон, позволяющий усыплять бродячих собак. В его отсутствие возмущенные и испуганные люди идут вершить «правосудие» самостоятельно – отстреливают собак или раскидывают отраву в городах.

Очевидно, что на Дальнем Востоке, где более суровые условия, чем в центральной России, нужны другие методы спасения от бродячих собак. Того же сейчас требуют и односельчане погибшей девочки – людям страшно выходить на улицы и выпускать туда своих детей.

Об этом же говорит и жительница Якутска Яна Лазарева:

«Система «отлов – стерилизация – возврат в естественную среду» не работает и не является гуманной. В Якутии такие собаки продолжат погибать на улицах или же голодать и нападать на людей. Содержать их пожизненно в приютах на текущий момент звучит как утопия», – уверена коренная жительница Якутии.

Как отметил депутат Ил Тумэн, в ближайшее время решение Верховного суда Якутии о запрете эвтаназии для бродячих собак будут оспаривать. Кроме того, планируется предложить соответствующие поправки в федеральный закон.

О том, какая катастрофа произошла в поселке Чульман в Якутии, можно прочитать по ссылке.

Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия, Елена Майорова