Редакция «ФедералПресс» / Матвей Николаев
Вологодская область
21 ОКТЯБРЯ, 2024
В октябре губернатор Вологодской области Георгий Филимонов объявил о чем-то вроде бета-теста «сухого закона». Пробный статус инициативы оправдывается ее узконаправленностью. Глава региона объявил, что в скором времени в областное законодательство будут внесены некоторые поправки, которые вынудят уйти с местного рынка сети алкомаркетов «Красное & Белое» и «Бристоль». Для сохранения интриги Филимонов подробностей не привел, но уже сейчас заставил переживать любителей недорогого спиртного. Аналитики же ломают голову над тем, как возможно при помощи законов вытолкнуть из региона конкретные компании. Подробнее об этом – в материале «ФедералПресс».
Вологодский губернатор Георгий Филимонов заявил о намерении убрать сети алкомаркетов «Красное & Белое» и «Бристоль» 11 октября. Эти планы он назвал для компаний «сюрпризом».
«По поводу «Бристолей» и «Красного & Белого» у нас заготовлены сюрпризы. Даю намек – они уйдут с рынка Вологодской области в силу того, что мы примем законодательство, и в ближайшее время мы об этом объявим», – сказал Филимонов.
По его словам, новые нормы должны будут вступить в силу с 1 марта 2025 года. Губернатор сказал, что это будут «и ограничения, и запрет продажи алкоголя». Других подробностей не привел, зато добавил, что все будет «мудро и гибко регламентировано».
«Но мы вынуждены сделать такой шаг. О нем мы объявим чуть позже. Скоро будет опубликован сам текст такого законопроекта», – подчеркнул Филимонов.
В начале октября он уже анонсировал широкую программу против алкоголизации населения Вологодской области. Но ее подробности до сих пор держатся в тайне. Глава региона только сказал, что план по борьбе со спиртным уже подготовлен и будет реализован «в скором времени».
Причины для беспокойства у руководства Вологодчины, должно быть, действительно есть. Регион, по данным аналитической службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, занял восьмое место по потреблению крепких напитков среди всех российских субъектов. Эксперты подсчитали, что в 2023 году водки, коньяка и ликероводочной продукции крепче 25 градусов в области выросла на 3,3 % по сравнению с 2022. Вологодцы также стали пить больше вина и пива.
«На увеличение потребления алкоголя влияют возросшие в обществе за последние два с половиной года стресс, чувство неопределенности, тревога. Они приводят к тому, что люди, стремясь расслабиться или забыться хоть на время, идут за спиртным», – рассказывает «ФедералПресс» социолог и психолог Елена Луковицкая.
«Спрос всегда рождает предложение. Если запретить одни магазины со спиртным, люди пойдут в другие. Это видно по запрету продавать алкоголь после 10 вечера. Что произошло? Да люди стали просто покупать впрок – причем даже больше, чем изначально планировали употребить. Нелегальная торговля «в ларьках» по ночам тоже распространена», – комментирует инициативу Георгия Филимонова медицинский психолог наркологического диспансера Егор Широченков.
Подталкивание к уходу лицензированной сети, где продается пусть и недорогой, но акцизный алкоголь, может привести к тому, что его постоянные покупатели перейдут «на некачественные подделки», считает эксперт.
«В целом, запрет определенных магазинов – шаг странный. Ведь в «Пятерочках» и «Магнитах» тоже есть алкоголь, во всех сетях полки с ним стоят», – говорит Широченков в беседе с «ФедералПресс».
Ограничения без предложения сами по себе не работают, добавляет он. Людям надо что-то предлагать. Например, льготные абонементы в спортзал.
«Мне недавно подросток пересказывал диалог. Он говорит: «Вот этот лимонад будет дешевле». А другой ему отвечает: «Дешевле вообще просто пивас купить». Пока пиво будет стоить дешевле, чем мороженое, – неважно где, запреты никогда не сработают», – говорит психолог.
По его мнению, уход определенных сетей с регионального рынка точно не повлияет на степень увлечения населения спиртным.
«Пока что идея звучит как что-то из серии рофла», – по-молодежному заключает специалист.
Елена Луковицкая этого мнения не разделяет. Она вспоминает антиалкогольную кампанию горбаческих времен.
«Да, над ней многие смеялись. Но здоровье и продолжительность граждан улучшились по итогам, рождаемость выросла. Хоть и решение было не популярным в те времена», – говорит социолог.
В регионах Северо-Запада активно идет борьба с так называемыми «наливайками» – магазинами, которые прикидываются барами или кафе и на основе этого статуса торгуют спиртным круглосуточно и на вынос. Однако, как замечает в разговоре с «ФедералПресс» политолог Сергей Григорьев, алкомаркеты под такую категорию не попадают. Среди других легальных торговых сетей они ничем не выделяются, поэтому причины выбора именно их как объекта для атаки со стороны вологодских властей объяснить трудно.
«Эти сети работают в правовом поле. Возможно, у властей есть какая-то информация о проверке компаний со стороны силовых структур. Может, у них, чисто теоретически, нашли некачественный алкоголь. Но предполагать тяжело. Слишком мало вводных», – говорит Григорьев.
По его мнению, через три-четыре месяца, несмотря на обозначенные сроки, про инициативу Филимонова все забудут. Политолог добавляет, что подобных законодательных актов, которые делают неудобной работу только для конкретных компаний на рынке, он не помнит даже на федеральном уровне.
Адвокат Алексей Музафаров в беседе с «ФедералПресс» отмечает, что подобных прецедентов также не знает. По его словам, если подобные нормативные акты будут приняты, то к ним сразу должны будут возникнуть претензии у ФАС.
«Конечно, нужно дождаться текста документа, чтобы понять что к чему. Время сейчас неспокойное, поэтому, может быть, власти региона решили сыграть в какую-то «свою игру». Возможно, эти сети не платили налоги в регионе, поэтому к ним такое внимание», – замечает юрист.
Алексей Музафаров допускает, что даже если закон или постановление, ограничивающие права конкретных фирм, будут приняты, то высок шанс, что их обжалуют прокуратура, региональный или конституционный суд.
«Но без документа пока нечего обсуждать», – говорит адвокат Музафаров.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева