Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Педагогическая династия Дияновы: «Важно видеть в профессии учителя не только доску и мел»

Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Сумина
Омская область
11 НОЯБРЯ, 2024

Семья Дияновых хорошо известна в педагогических кругах не только в Омске, но и за его пределами. Общий стаж преподавательской деятельности их династии составляет около двухсот лет. Ее родоначальником был дедушка, который преподавал в школе биологию, а его супруга – географию. Следующее поколение – Сергей и Марина Дияновы. Он – учитель физики и педагог-психолог в Екатеринославской школе. Марина же прошла путь от учителя английского языка до директора школы. Их сыновья – Константин и Валентин. Константин успешно реализовал себя в Омске, Валентин живет и работает в Сочи. Учителя по призванию помогли влюбиться в свой предмет не одному поколению школьников.

Работа по велению сердца

Константин Диянов пошел по родительским стопам и продолжает педагогическую династию своей семьи в третьем поколении – сегодня он трудится в гимназии № 19 заместителем директора, параллельно преподает историю и обществознание в старших классах.

Кроме того, он лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2017», победитель Всероссийской олимпиады «Команда большой страны» и обладатель других наград в области образования.

Его супруга – Александра, заведующая кафедрой гуманитарного образования института развития образования Омской области. Обозреватель «ФедералПресс» поговорил с представителями династии педагогов о призвании учителя и как научить современных детей учиться.

«С детства не мечтал быть учителем, как, скажем, мои родители. Просто так сложились обстоятельства. Я окончил исторический факультет Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского с отличием, и было бы жалко разменивать полученные знания на торговлю или что-то еще», – отмечает Константин.

Константин Диянов в образовании с малых лет. По его словам, выполнять урок спустя рукава – не пристало, поскольку надо держать марку.

«В детстве задерживался в школе больше, чем все остальные. Поэтому когда пришел работать в сферу образования, трудностей не возникло. Все для меня было понятно и знакомо. Не нашел ни повода, ни желания уйти из школы», – считает Константин.

С будущей супругой Александрой Константин Диянов познакомился еще в университете, а стали семьей сразу после окончания вуза.

«На мой приход в педагогику повлияли мои наставники, разрабатывали вместе много проектов. После того как мы с супругом прошли долгий путь в Нововоршавском районе Омской области и переехали в Омск, здесь мой путь начался с обучения учителей в институте образования региона, а это не так просто, поскольку ты должен быть на голову выше своих взрослых учеников», – подключается к разговору Александра Диянова.

Дома – педсовет

По словам Константина Диянова, любое чаепитие дома волей или неволей превращается в итоге в педсовет. Однако, по его словам, в этом и плюс, поскольку в кругу близких и родных можно найти понимание и поддержку. Где-то совет дельный дадут, а где-то и пожурят.

«Хорошо, когда есть общие интересы и темы в жизни. Главное меру знать. Мы всегда можем понять и поделиться интересными историями или наблюдениями. Поскольку у родителей опыт в профессии гораздо больше, чем у нас, то они выполняют для нас роль наставников. Учительская семья – это помощь. С кем еще поделиться?» – задаются вопросом супруги.

Продолжая педагогическую династию, Константин Диянов сегодня ни на секунду не сомневается, что он на своем месте, и вносит свою лепту в систему образования. Увлечение историей он успешно реализует вместе со своей творческой командой. Энтузиасты уже несколько лет на средства президентских грантов создают настольные игры о значимых вехах и сражениях Великой Отечественной войны.

«Я почти 14 лет в профессии и понимаю, что все произошло так, как и должно было быть. Любая профессия становится призванием лишь тогда, когда ты отдаешься своему делу без остатка. Если педагог видит, для чего он это делает – не ради премии или зарплаты, то человек нашел себя в профессии», – отмечает Константин.

Александра Диянова вторит мужу, отмечая, что если говорить о педагогике, то здесь самое главное – уважать того, кого ты обучаешь, неважно – ребенок перед тобой или взрослый.

«Надо ставить такую планку совершенствования своих личных знаний, чтобы с лихвой дать их тем, кого буду обучать. Нельзя работать спустя рукава. Когда ты на своем месте и видишь результаты своего труда – это всегда здорово», – считает Александра.

Учитель – универсальная профессия

Педагоги Дияновы уверены, что учитель – универсальная профессия. Своим увлечениям можно найти применение и в школе.

«Те, кто нащупал, как можно себя реализовать в профессии – тот и в выигрыше. Я подписан на многих учителей-блогеров, которые с интересом рассказывают о своей профессии, и это здорово! Благодаря чему школьники видят, что учитель – интересная профессия. Кто-то работает в школе и увлекается робототехникой. Важно видеть в профессии учителя не только доску и мел, а мыслить шире», – уверен Константин.

Педагоги уверены, что искусственный интеллект, который все больше заполняет современную жизнь, живого учителя никогда не заменит.

«Образование – это не просто знание. Это эмоции и то, как человек говорит, как себя держит – это другое. Дистант – это катастрофа, поскольку непонятно, понял ребенок материал или нет, списывал он или думал сам. Многие вещи лучше учителя не объяснит никто», – считает Константин.

Как научить учиться?

Научить детей учиться, по мнению четы Дияновых, сложно, но вполне реально. Для этого придумано немало инструментов. Причем сейчас их гораздо больше, чем раньше.

«У многих современных детей часто возникает один вопрос: зачем мне учиться? Не все успевает проникать в них. Важно учить детей самостоятельности, но при этом процесс должен быть контролируемым. Тогда ребенок поймет, что знания нужны ему, а не родителям или учителю, тогда он будет учиться», – считает Александра.

«Родителям надо быть готовым учиться вместе с детьми. У учителей нет своего особого пути, а такой же, как и других родителей. Это не значит, что нужно делать за ребенка его домашнюю работу, надо помогать ему и советовать. Участвовать в этом процессе так или иначе придется», – отмечает Константин.

Дети четы Дияновых пока не определись, по какому жизненному пути пойдут. Дочери пока только 4 года, а сыну – 11 лет. Он учится в той же школе, где и работает его отец. По словам Константина, держать марку сыну приходится, пусть и не всегда получается.

«Пытаешься объяснить, что в школе ты на особом счету, и папе с мамой важно, как ты учишься. Поблажек не будет, все только от тебя зависит. Думаю, что сын понимает, что на нем лежит дополнительный груз ответственности. Он знает, что о его успехах или, напротив, недочетах, родители узнают раньше, чем он придет домой. На детей мы не давим. Они со временем сами выберут свой путь», – резюмирует Константин.

Фото из личного архива семьи Дияновых