Редакция «ФедералПресс» / Матвей Николаев
Новгородская область
29 ОКТЯБРЯ, 2024
С начала 2024 года в Великом Новгороде действует дизайн-код для вывесок и нестационарных торговых объектов. Как крупные торговые сети по продаже выпечки, молока, овощей и фруктов, так и мелкие предприниматели были вынуждены изменить свои павильоны под новые требования – например, поменять цвет на «серый асфальт». Против изменений высказывались и бизнесмены, и рядовые горожане, назвавшие дизайн-код «похоронным» из-за мрачных тонов. Чиновники в ответ уверяли, что нововведения помогут избавить город от «визуального хаоса». Теперь же, благодаря решению депутатов, дизайн-код расширит сферу применения. Подробнее – в материале «ФедералПресс».
Решение о введении дизайн-кода городские депутаты приняли 27 мая 2021 года. Его целью было привести нестационарные торговые точки и остановки в городе к «единообразию внешнего вида и конструктивных особенностей». Основной цветовой гаммой нового дизайн-кода стал «серый асфальт».
Переходный период для большинства организаций длился до 30 декабря 2023 года. С 15 января 2024 года специальная комиссия посещала объекты нестационарной торговли. Если торговая точка не соответствовала новым требованиям, то ее предписывали демонтировать.
«На начало года у нас было выдано 297 уведомлений о несоответствии дизайн-коду. Хочу сказать, что в течение года 197 объектов привели к необходимым требованиям. 81 объект демонтирован, по 19 идут судебные разбирательства. Думаю, в конечном итоге мы и их приведем к дизайн-коду», – отметил заместитель мэра Великого Новгорода Сергей Пенязь.
На территории Великого Новгорода 327 объектов соответствуют дизайн-коду. 52 объекта прошли комиссию по согласованию архитектурного облика.
«Та работа, которая проводилась на территории Великого Новгорода по договорам аренды земельных участков с правом пролонгации на 10 лет, практически закончена. С начала следующего года мы закончим историю с судебными разбирательствами. Таким образом мы начнем новый этап в жизни города, когда любые вновь заключаемые города будут заключаться с учетом действия дизайн-кода», – заключил Сергей Пенязь.
Однако далеко не все новгородцы оказались рады нововведениям. В соцсетях горожане часто ругали дизайн-код за серость и мрачность. Многие называли выбранную цветовую гамму «кладбищенской» или «похоронной».
«Новгородцы и эксперты довольно активно критикуют дизайн-код, который в свое время был разработан московским КБ «Стрелка». Негативные оценки получает и выбранная цветовая гамма, и формат нестационарных объектов, и их компановка. Люди говорят о том, что городская среда с внедрением дизайн-кода ухудшилась», – подчеркнула депутат городской думы Анна Черепанова.
По ее словам, местные жители не говорят о том, что дизайн-код не нужен городу. При этом, заметила парламентарий, изменения следует вносить после консультаций с экспертами и предпринимательским сообществом.
«Хотелось бы узнать, как городская администрация относится к тому, чтобы скорректировать дизайн-код в соответствии с пожеланиями общества и экспертов?» – спросила Черепанова.
Сергей Пенязь ответил, что в 2019 году после предложения варианта дизайн-кода КБ «Стрелка» началось многостороннее обсуждение. И именно после него дума уже приняла решение о его утверждении.
«Мы вносили изменения в дизайн-код в прошлом году – в части размещения объектов, и части дополнений стационарных торговых объектов. Если говорить о новых изменениях дизайн-кода, то моя позиция такая – сейчас все объекты представляют неплохой фонд для того, чтобы предприниматели привлекали к себе внимание за счет вывесок или других элементов. И при этом не выделялись из архитектурной среды города», – подчеркнул Сергей Пенязь.
Он добавил, что ради изменения дизайна павильонов под новые требования новгородские бизнесмены понесли затраты.
«Поэтому я считаю, что сейчас серьезные изменения в дизайн-код вносить не стоит. Так как новыми поправками мы нарушим права тех предпринимателей, которые добросовестно выполнили свои обязанности. Но вместе с тем, если мы получим содержательные предложения по улучшению положений, то мы обсудим это – с участием думы и предпринимательского сообщества», – заметил Сергей Пенязь.
Анна Черепанова отметила, что три кафе в кремлевском парке не смогли получить положительное заключение комиссии по уникальности архитектурного облика. Именно они сейчас и судятся с администрацией.
«Предприниматели заявляли, что комиссия не согласовывала облик торговых объектов немотивированно, необоснованно, не опираясь на закон. Впоследствии такие решения оспариваются судами. Они, в свою очередь, встают на сторону предпринимателей», – рассказала Анна Черепанова.
Сергей Пенязь назвал трактовки решения судов «неоднозначными».
«Я считаю, что давать правовые оценки, когда процесс рассматривается в суде, некорректно. Когда суды закончатся, мы сделаем соответствующие выводы о работе нашей комиссии и практике принятия решений», – заключил Сергей Пенязь.
Спикер городской думы Константин Сомов отметил, что граждане обращаются к нему в связи с исчезновением с улиц города ларьков с печатной продукцией – газетами, журналами, а также канцелярией. Отметим, что некоторые киоски «Роспечати» начали сносить в начале лета этого года – когда сносили не соответствующие дизайн-коду павильоны. «ФедералПресс» подробно рассказывал об этой ситуации.
«На сегодняшний день печатная продукция имеет квоту по размещению в Великом Новгороде. При заявлении о размещении нестационарного торгового объекта, соответствующего дизайн-коду, мы можем без аукциона предоставить любое место, входящее в схему», – объяснил Сергей Пенязь.
По его словам, сейчас на территории города зафиксировано 92 точки по продаже печатной продукции.
Дума Великого Новгорода приняла изменения в общие требования к нестационарным торговым объектам. Теперь действие дизайн-кода распространяется на торговые павильоны, которые размещаются на территориях многоквартирных домов. Ранее норма касалась только киосков, которые находились на муниципальной или государственной земле. Решение вступит в силу с 1 марта 2025 года.
«На сегодняшний момент 80 объектов расположены на придомовых территориях. 25 из них, по предварительной оценке, соответствует дизайн-коду», – заметил Сергей Пенязь.
Поправки позволят устранить ситуации, когда павильоны закрывают декоративные элементы фасадов зданий, подчеркнул Пенязь. Предпринимателям озвучат сроки переходного периода в формате предписаний. Инициатива получила положительные оценки общественности и регулирующих органов, напомнил чиновник.
Следующий этап, по его словам, – приведение к дизайн-коду павильонов, которые располагаются на земельных участках в частной собственности.
«Наша фракция КПРФ по-прежнему считает, что внедрение дизайн-кода было ненужным. Внешнее содержание с сочетанием темных тонов в цвете считаем неудачным. И хотелось бы напомнить, что любые изменения, которые касаются предпринимательской деятельности, внешнего облика их павильонов, коснутся простых новгородцев. Ведь бизнес потратит деньги – и для возмещения затрат будет вынужден поднять цены», – заметил депутат думы Великого Новгорода Никита Макаревич.
Фото: ФедералПресс / Матвей Николаев