Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Миллионы под землей: сколько денег украли коррупционеры в московском метро

Редакция «ФедералПресс» / Герман Парло, Святослав Фирсов
Москва
31 ОКТЯБРЯ, 2024

Очередной коррупционный скандал разразился в столице. На этот раз в фокусе внимания правоохранителей оказался подрядчик, поставлявший материалы для московского метрополитена. Сколько денег было украдено, кто пытался нажиться на простых москвичах и каким будет итог громкого коррупционного дела – читайте на «ФедералПресс».

Что случилось

Рельсы-рельсы, полушпалы

На этой неделе Басманный суд Москвы арестовал Яну Талипову, заместителя гендиректора АО «ВО «Технопромимпорт», ставшую уже четвертым фигурантом громкого дела о коррупции в столичном метрополитене.

Это дело связано с хищением 2,1 миллиарда рублей. Следователи полагают, что деньги были похищены при реализации контракта на поставку железобетонных полушпал для новых и модернизируемых веток метро. Вместо качественных полушпал, которые гасили бы звук при движении поездов и уменьшали бы тряску, закуплены были обычные шпалы, причем самого плохого качества.

Уголовное дело, возбужденное ГСУ СКР 22 октября 2024 года, затронуло и первого заместителя начальника ГУП «Московский метрополитен» Дмитрия Дощатова и двух других высокопоставленных сотрудников столичной подземки. Они сейчас находятся под арестом.

Платим борзыми щенками

Дощатов был задержан за получение взятки в виде автомобиля Toyota RAV4 стоимостью около 5 миллионов рублей за согласие на оплату некачественных полушпал, которые не соответствовали техническим условиям контракта.

По информации правоохранительных органов, контракт на 3 миллиарда рублей был заключен в 2017 году между АО «Мосинжпроект» и АО «ВО «Технопромимпорт». Однако, как выяснили следователи, вместо поставки качественной продукции, то есть хороших полушпал, компания заключила фиктивный договор с литовской фирмой UAB MAPID LT на сумму 2,3 миллиарда рублей. При этом фактически затраты составили всего 937 миллионов рублей, то есть более чем половина из денег, указанных в контракте, была похищена.

По факту же полушпалы производили не литовцы, а белорусы. Именно белорусские предприятия поставляли подрядчику полушпалы – к сожалению, плохие. Изготовленные в Беларуси полушпалы были самыми дешевыми и не соответствовали техническим условиям, прописанным в контракте. В результате с 2020 по 2024 год столичное метро получило около 200 тысяч комплектов полушпал, которые не соответствовали заявленным стандартам.

Ситуация усугубляется финансовыми проблемами АО «ВО «Технопромимпорт», которое находится на грани банкротства. Выручка компании составляет 671 миллион рублей, а чистая прибыль – минус 98 миллионов рублей.

Украли полстанции метро

Сколько денег?

Итак, контракт на поставку полушпал был заключен на сумму 3 миллиарда рублей. В рамках схемы был заключен фиктивный договор с литовской фирмой на сумму 2,3 миллиарда рублей. Эта сумма была использована для обоснования выделения средств от департамента строительства Москвы. На самом деле полушпалы были произведены на белорусских предприятиях, и фактические затраты на их производство составили 937 миллионов рублей.

Таким образом, разница между суммой контракта (3 миллиарда рублей) и фактическими затратами (937 миллионов рублей) составляет 2,063 миллиарда рублей. Это и есть сумма, которая была похищена в результате мошеннической схемы.

Много это или мало? Градостроительный комплекс Москвы сообщает: стоимость строительства одного километра линии метрополитена и станции – 4,5 миллиарда рублей. Следовательно, коррупционеры отняли у москвичей почти половину станции метро.

Сколько шпал?

Вернемся к полушпалам. Длина шпал составляет 2,75 метра на прямых участках и 2,65 метра на кривых, с поперечным сечением 250×160 мм, говорится в учебнике «Строительство метрополитенов». Для укладки одного километра главного пути требуется от 1680 до 2000 шпал.

Таким образом, 200 тысяч полушпал эквивалентны 100 тысячам шпал, что позволяет прикинуть: на эти шпалы можно было бы уложить около 50 километров пути. Для сравнения: это расстояние соответствует длине Сокольнической линии, которую можно было бы полностью обновить с использованием этих полушпал.

Мнение экспертов

Государство должно показать жесткость

Историк и политолог Александр Макушин считает, что дело о коррупции в московском метрополитене имеет серьезные политические последствия: столичная «подземка» – это не только транспортная артерия мегаполиса, но и политический, и имиджевый проект всей страны.

«Это громкий плевок в лицо государства. И я считаю, что государство в этом конкретном случае должно показать всю свою жесткость, потому что московское метро – это не просто элемент стратегической безопасности, это элемент престижа нашей страны. Одновременно это будет использовано нашими геополитическими противниками как удар и по имиджу президента, по имиджу московского мэра, который много делает для Москвы, и по имиджу всей системы власти», – сказал Макушин корреспонденту «ФедералПресс».

Опасный прецедент

Эксперт убежден – коррупционный скандал подобного масштаба не может не привлечь внимания оппозиционных критиков, что может привести к падению авторитета власти внутри страны. Поэтому государству необходимо рассматривать эту ситуацию как прецедент и принимать максимально жесткие меры.

«Все критики – от левых и правых до откровенных оппозиционеров будут использовать этот случай как прецедент, чтобы очернить страну, чтобы лишний раз посеять сомнения. Естественно, это чисто уголовное дело становится сейчас делом политическим и даже делом, которое требует на основании его как прецедента полного ужесточения самой системы наказания за подобные преступления», – объяснил аналитик.

Политолог Дмитрий Солонников убежден, что политических последствий резонансного коррупционного скандала ждать не стоит – он ничем не лучше и не хуже большинства других уголовных дел. «Последствия уголовные будут, политических, я думаю, ждать не стоит. Сейчас очень много уголовных дел, связанных с коррупцией, но политических последствий они обычно не имеют. Все заканчивается частным определением. Здесь будет то же самое», – считает эксперт.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Виктор Вытольский, Вера Романескул