Редакция «ФедералПресс» / Редакция ФедералПресс
Москва
15 НОЯБРЯ, 2024
В России цифровые решения стремительно ворвались в городскую транспортную среду. Горожане планируют маршруты передвижения через специальные мобильные приложения, оплачивают проезд посредством пластиковых карт, привыкли к системам контроля за водителем и пассажирами, и уже никого не удивляет появление на улицах беспилотных транспортных средств и печать деталей и комплектующих для вагонов и автобусов на 3D-принтерах. Какие технологические тренды развиваются в сфере городского транспорта в регионах – подробно рассмотрел «ФедералПресс».
Инновационные решения для городского транспорта меняют привычные представления о передвижении пассажиров. Города инвестируют в интеграцию различных видов транспорта для оптимизации переездов, создание специальных условий для пассажиров с ограниченными физическими возможностями, мобильные билеты, использование компьютерного зрения и искусственный интеллект, информацию о стиле вождения и многое другое.
Как сообщили «ФедералПресс» в ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», экспертная оценка рынка цифровых услуг на всех видах пассажирского транспорта в 2023 году достигла 2,1 трлн рублей при общем пассажиропотоке 16,4 млрд человек, тогда как годом ранее, в 2022-м, данный показатель равнялся 1,7 трлн рублей с учетом общего объема пассажиропотока в 14,4 млрд человек.
Согласно оценке НИУ ВШЭ, к 2030 году спрос российского транспорта и логистики на инновации может превысить 626 млрд рублей. Это примерно в 7 раз больше по сравнению с 2020 годом.
Лидером по внедрению высокотехнологичных разработок на пассажирском транспорте ожидаемо является Москва, где инновации стали своеобразным вызовом мировым трендам.
«Мы наблюдаем тенденцию роста спроса на внедрение различных цифровых технологий в сфере транспорта. Конечно, бесспорный лидер здесь – Москва, где уже проезд в метро можно оплатить «по улыбке», где уже на всех парах развиваются беспилотные технологии – у нас есть и автономный поезд на МЦК, и в тестовом режиме эксплуатируется беспилотный трамвай», – сказала «ФедералПресс» директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.
По сообщению пресс-службы столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, по состоянию на начало 2024 года здесь было протестировано свыше 100 разработок, поддержанных фондом «Транспортные инновации Москвы». Как правило, при доказанной эффективности технологические решения масштабируются. Именно так за последние годы к сбору информации о состоянии дорог на столичных улицах подключился искусственный интеллект, перенаправлять потоки для сокращения пробок стали умные алгоритмы, подсчитывать пассажиров автобусов и электробусов стал программно-аппаратный комплекс, а на LCD-экранах остановок наземного и подземного транспорта появились безотказные дорожные 3D-помощники.
Такие цифровые ассистенты были установлены в конце августа в терминале № 1 городского вокзала Нижегородская и на станции «Марьина Роща» Большой кольцевой линии (БКЛ) – в первый же месяц за самой разной информацией к виртуальному ассистенту в образе чат-бота Александры на стойке «Живое общение» в метро обратились более 6 тыс. раз. На той же станции «Марьина Роща» в сентябре появились новые компактные турникеты с вертикально расположенной панелью для оплаты проезда всеми удобными способами – от классических до инновационных, включая биометрию, – новшество должно увеличить пропускную способность до 30 %. А еще Московский метрополитен первым в России внедрил оплату проезда через систему быстрых платежей (СБП): она действует во всех кассах и 1,7 тыс. автоматов по продаже билетов и предполагает, что ежемесячно количество таких платежей будет превышать полумиллионную отметку. По данным департамента, на конец октября благодаря внедрению цифровых решений доля безналичных оплат проезда в московском метро превысила 91 % – это рекордный уровень с момента запуска платежных сервисов.
Сегодня столица может похвастаться и активной заменой автобусов на электробусы: они снижают выбросы углекислого газа более чем на 60 тонн в год, не шумят и не вибрируют, имеют плавный ход, оснащены откидными аппарелями для маломобильных граждан, площадками для колясок и велосипедов, зарядными портами для гаджетов и медиаэкранами с информацией о маршруте. Электробусы были запущены в 2018 году и по состоянию на октябрь 2024-го их количество на московских улицах превысило 2 тыс.
В гонке за инновациями в городской транспортной сфере Москва готова пойти еще дальше и рассчитывает в скором времени доверить перевозку пассажиров беспилотным трамваям и поездам в метро.
Как пояснял заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, учитывая самые низкие интервалы движения поездов московской подземки в мире, искусственный интеллект может не сразу справиться с такой нагрузкой, поэтому для запуска беспилотных поездов в метро потребуется не менее 3-5 лет.
«По нашему мнению, беспилотный транспорт должен добавлять качество, но не ухудшать его, конечно же, поэтому, когда мы будем уверены, что система может работать с такими интервалами, тогда целесообразно переходить на беспилотное управление», – говорил он.
«Мое личное мнение – уже в обозримом будущем в Москве будет развиваться автономный транспорт. Он не станет массовым, но какие-то отдельные маршруты мы увидим. Будет развиваться и электротранспорт. Уже сейчас по городу ездят электробусы. В целом транспорт на новых видах топлива – это глобальный тренд. Еще больше пассажиров перейдут на общественный транспорт и шеринг-сервисы. Это поможет снизить количество автомобилей в городе», – ранее комментировал гендиректор фонда «ТИМ» Иван Юнин.
В соответствии с постановлением правительства России, в этом году вслед за Москвой работа по запуску беспилотных трамваев началась и в Санкт-Петербурге. По информации Минэкономразвития РФ, установленный здесь экспериментальный правовой режим (ЭПР) будет действовать три года. Как рассказывал замглавы министерства Максим Колесников, для обеспечения безопасности на первом этапе движение трамваев будут страховать водители-испытатели. После этого мониторинг за их движением планируется передать операторам, а трамваи станут перевозить пассажиров полностью автономно.
Согласно стратегическому соглашению, подписанному между Санкт-Петербургским ГУП «Горэлектротранс», российским разработчиком искусственного интеллекта для наземного транспорта Cognitive Pilot («дочка» Сбера и Cognitive Technologies) и «ПК Транспортные системы» («ПК ТС»), первый такой трамвай может появиться в Петербурге до 2026 года.
По словам директора «Горэлектротранса» Дениса Минкина, с введением «умного трамвая» город хочет повысить безопасность движения до максимально возможного уровня.
«Беспилотность – это полное отсутствие человеческого фактора. Искусственный интеллект трамвая не отвлекается на сообщения в мобильном телефоне, не испытывает депрессий, не торопится и не тормозит, что позволяет поддерживать оптимальный график движения, наилучшим образом реагирует на дорожные ситуации. Важно, что беспилотный транспорт непрерывно самообучается в процессе эксплуатации», – соглашалась с ним гендиректор Cognitive Pilot Ольга Ускова.
А гендиректор «ПК ТС» Александр Дубровкин пояснял:
«При нештатной ситуации, возникновении препятствия по ходу движения, если водитель не предпринимает никаких действий, система будет предупреждать его звуковыми сигналами, а в случае отсутствия реакции со стороны водителя – останавливать вагон. В дальнейшем эта система будет только совершенствоваться, становиться все более умной, пока, в конечном счете, трамваи полностью не станут беспилотными».
Проект по запуску беспилотных трамваев – первый в сфере городского общественного транспорта, он дополнит эксперимент по эксплуатации автономных грузовиков и такси – первые беспилотные грузоперевозки стартовали в июне 2023-го между Москвой и Петербургом, а на роботакси от Яндекса, к примеру, сегодня можно прокатиться в Сириусе и Иннополисе.
Ожидается, что городской беспилотный транспорт все больше будет входить в нашу жизнь. Его запуск повлечет за собой появление новых, более совершенных и значимых профессий.
«…Мы не считаем, что автономные автомобили и роботы вытеснят человека, а, наоборот, приведут к появлению новых рабочих мест в области информационных технологий, таких как операторы автономного транспорта и инженеры», – заявлял летом министр транспорта России Роман Старовойт.
Инновации прочно и эффективно вторглись в городскую транспортную среду и российских регионов. В субъектах РФ модернизируются пассажирские транспортные сети, обновляется общественный транспорт, внедряется региональная автоматизированная система учёта и оплаты проезда.
«Даже если не брать во внимание самые передовые решения, то явно отмечается тенденция повсеместного применения цифровых технологий в общественном транспорте. Самое необходимое для удобства пассажиров – бесконтактная оплата проезда банковской картой – есть в подавляющем количестве регионов, – поделилась с «ФедералПресс» директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова. – Говоря о более сложных технологиях – они сейчас находятся на стадии внедрения в крупнейших городах. Один из передовых регионов, который успешно применяет различные цифровые инструменты на городском транспорте, – Нижегородская область, которая буквально в октябре запустила одно из самых современных решений – безбарьерную систему оплаты на транспорте на основе геолокации. Технология разрабатывалась в ходе НИОКР Минтранса России, который в последующем предложил регионам России внедрить ее себя. По данным компании «Датапакс», технология начала внедряться в Тверской и Ярославской областях. Сейчас она внедряется и масштабируется сразу в нескольких регионах – Татарстане, Удмуртии, Нижегородской области, готовится к тестированию в Санкт-Петербурге. Похожие технологии реализуются в Перми, Смоленске, Калуге и Великом Новгороде, но уже другими поставщиками решений».
Также, по ее словам, крайне широкий спрос у регионов на системы информирования о движении городского транспорта, которые позволяют пассажирам оптимизировать время своих поездок. Согласно информации АО «ГЛОНАСС», которую привела Полина Давыдова, данные от федеральной платформы мониторинга транспорта на основе госинформсистемы «ЭРА-ГЛОНАСС» широко используются в Вологодской, Новгородской, Калининградской, Амурской и, опять-таки, в Нижегородской областях.
«ФедералПресс» направил запросы в регионы.
По информации ГУП «Пассажиравтотранс», в Петербурге бесконтактная оплата появилась еще в 2017 году, с 2018-го пассажиры стали удаленно пополнять электронный билет «Подорожник», помимо этого, с 2019-го салоны автобусов оснастили usb-зарядками, видеонаблюдением и интеллектуальной системой помощи водителю, снижающей риск возникновения ДТП. С 2016 года в рамках «Культурного маршрута» в автобусах работает аудиогид, рассказывающий горожанам и гостям на русском и английском языках об истории Санкт-Петербурга через бесплатное приложение, устанавливаемое с помощью размещенных в салонах QR-кодов.
Программно-аппаратные комплексы бортового оборудования с камерами подсчета пассажиров на основе видеоаналитики, видеофиксации и видеорегистрации, а также стационарные терминалы для безналичной оплаты проезда с помощью банковских, транспортных, дуальных карт, виртуальных QR-билетов, абонементов и проездных, внедряются на пассажирском транспорте Ленинградской области. В региональном правительстве «ФедералПресс» сообщили, что в 2024 году в развитие информсистем в сфере городского общественного транспорта было инвестировано около 70 млн рублей. В 2025 году планируется внедрить мобильные пассажирские сервисы оперативного информирования, построения поездок, оплаты разовых и многоразовых билетов на маршрутах, связывающих Ленобласть и Петербург.
В автобусах Ижевска бесконтактная оплата проезда появилась в 2023-м, а в этом году пассажиры получили возможность оплачивать поездку еще и с помощью системы геопозиционирования (open loop) через новую функцию в приложении «Удмуртия Транспорт».
Введены современные способы оплаты проезда через транспортные и банковские карты, мобильное приложение и посредством QR-кода в рамках «Таганрогского трамвая» и «Ростовского трамвая» – концессионных проектов по созданию новой и модернизации имеющейся трамвайной инфраструктуры, которые в Ростовской области реализует компания «Синара».
В министерстве автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области «ФедералПресс» тоже указали на возможность бесконтактной оплаты проезда банковскими и транспортными картами, а также при помощи мобильных приложений. По словам замминистра Екатерины Юдиной, в рамках программы дальнейшего развития «городских поездов» силами Юго-Восточной железной дороги в 2025 году планируется построить дополнительные остановочные платформы по направлениям движения городских поездов в Тамбовской агломерации, а администрации Тамбова и Тамбовского муниципального округа обустроят подходы и при необходимости подъезды к этим платформам. Все это повысит городскую мобильность.
В правительстве Ярославской области «ФедералПресс» рассказали, что запущенные в рамках модернизации общественного транспорта новые автобусы с системами видео- и климат-контроля, информационными табло и валидаторами обслуживают маршруты в Ярославле и Ярославском районе, а также в Рыбинске. В автобусах с номерами от 1 до 99 включительно карту нужно приложить на входе, а в тех, где нумерация от 100 и выше, а также в электротранспорте – еще и на выходе для фиксации окончания поездки. Также местные жители оплачивают поездки через QR-код на наклейках, размещенных внутри автобуса, с использованием мобильного приложения «Ярославская область. Транспорт», а также с помощью Bluetooth. При открытии мобильного приложения с учетом обязательной активации геолокации и Bluetooth специальные датчики идентифицируют смартфон пассажира и отправляют на него уведомление для подтверждения оплаты проезда. В нём же пассажиры могут узнать расписание автобусных маршрутов и увидеть на карте местоположение и движение транспортных средств. Предусмотрен режим для слабовидящих – контрастные экраны с крупным шрифтом. Кроме того, в рамках федерального проекта «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях», в который Ярославская область попала в числе 10 субъектов РФ, в 2025 году в Ярославле запустят современные трамваи с цифровизацией ключевых процессов: системой климат-контроля, медиапанелями, валидаторами, USB-разъемами для зарядки гаджетов. В город уже прибыли 27 из 47 новых трамваев. В дополнение к ним до конца 2025 года здесь по примеру Москвы установят около 50 «умных» трамвайных остановок, оснащенных камерами видеонаблюдения, зарядными устройствами и информпанелями – их монтаж начался в сентябре текущего года.
Проект модернизации городского наземного электротранспорта и объектов транспортной инфраструктуры в рамках соответствующей федеральной программы до 2030 года в Рязанской области тоже предполагает обновление автобусного и троллейбусного парков. Как сообщили «ФедералПресс» в Минтранспорта и автодорог региона, в 2022 году за счет дотаций из федерального бюджета и субсидий из резервного фонда правительства РФ было приобретено 20 новых троллейбусов, в 2023-м – 39 автобусов большого класса на газомоторном топливе (ГМТ) в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД) и еще 25 – за счет средств специального казначейского кредита, а также 5 троллейбусов, покупку которых оплатили из средств облбюджета в рамках программы «Дорожное хозяйство и транспорт». В 2024 году благодаря фонду национального благосостояния в регионе появились 20 автобусов большого класса на дизтопливе, а в рамках БКД – еще 8 на ГМТ. В текущем году ожидается покупка 5 троллейбусов с автономным ходом. Ориентироваться в расписании движения общественного транспорта жителям Рязани помогают 109 динамических информтабло, установленных на остановках. Местным жителям также доступен сервис «Единая цифровая карта жителя Рязанской области» для безналичной оплаты проезда на всех регулярных пассажирских маршрутах.
Возможность безналичной оплаты проезда скоро должна появиться в Томской области, где, по сообщению регионального департамента транспорта, дорожной деятельности и связи, уже проведены необходимые конкурсные процедуры и теперь внедряется соответствующая система.
В рамках двух федеральных программ, направленных на обновление подвижного состава, в 2022-2024 годах для двух городских округов Калуга и Обнинск приобретено 257 единиц низкопольных, оборудованных климатическими системами, информационными табло, системой автоматизированной оплаты проезда автобусов среднего и большого класса, сообщила «ФедералПресс» замминистра транспорта Калужской области Любовь Алмазова. USB розетками для мобильных устройств оснащены 135 единиц автобусов. На 1 сентября 2024 года в Калуге функционировало 13 «умных» остановок. Все маршрутные транспортные средства подключены к единой региональной информационной системе Транспорт.40». В Обнинске для отслеживания движения общественного транспорта в реальном времени работает приложение «ТОК».
В Тульской области к системе бескондукторной оплаты проезда уже подключилась 31 транспортная компания. По сообщению министерства транспорта и дорожного хозяйства региона, в том числе, в областном центре терминалы установлены на всех единицах транспорта – это 96 трамваев, 77 троллейбусов и 154 автобуса. 100 % новых транспортных средств, приобретенных на сегодняшний день регионом, оборудованы системами кондиционирования, более 95 % – видеонаблюдения с функцией записи. На тульских остановках размещено 45 электронных табло, планируется приобрести еще 25. С внедрением региональной навигационно-информационной системы, позволяющей в любой момент посмотреть отчетность по регулярности перевозок и нарушениям скоростного режима, средняя регулярность по льготным маршрутам в области превысила 99 %.
Липецкая область входит в десятку регионов России, в которых реализуется программа комплексного развития городского электрического транспорта. Она стартовала в конце 2022 года в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» нацпроекта «Безопасные качественные дороги» при поддержке средств федерального бюджета. Как рассказали «ФедералПресс» в областном управлении дорог и транспорта, для Липецка закуплено 10 электробусов и построены 3 ультрабыстрые зарядные станции с выделением для этого из федерального бюджета 509,15 млн рублей, обновляются трамвайный парк и депо, реконструируются имеющиеся и укладываются новые трамвайные пути. Проект реализуется на условиях ГЧП с 20-летней концессией, привлечением частного инвестора и денег госкорпорации развития «ВЭБ.РФ». Общий объем капзатрат по концессионному соглашению составляет 13,8 млрд рублей, размер капитального гранта – 4,15 млрд рублей, в том числе 3,94 млрд рублей – это средства федерального бюджета.
Липецкая область – одна из первых субъектов РФ, внедривших автоматизированную систему безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на транспорте общего пользования. Система функционирует в регионе с июля 2017 года и охватывает все муниципальные образования. Уровень оснащенности системами безналичной оплаты проезда пассажирского транспорта в регионе составляет 100 %. В 2021 году за счет внебюджетных средств оператора системы ООО «ОТС Липецк» здесь было заменено терминальное оборудование на новое с расширенным перечнем электронных платежных средств – оплату проезда на всем подвижном составе общественного транспорта региона можно осуществить не только транспортной, но и банковской картой, а также мобильным телефоном с помощью технологии NFC, кроме того, был упрощен процесс пополнения транспортных карт. По сообщению областного управления дорог и транспорта, показатель «цифровой зрелости» в отрасли в регионе поддерживают система спутникового мониторинга транспорта ГЛОНАСС/GPS, на базе которой функционирует программно-аппаратный комплекс автоматизированной навигационной системы управления пассажирским транспортом, программное обеспечение АИС УНПТ, интегрированное с приложением «Яндекс.Карты» для информирования пассажиров о движении транспорта в режиме реального времени и аналогичная им система диспетчерского управления и контроля за движением «ШТРИХ-М». Таким образом, на сегодняшний день к системе диспетчерского управления пассажирским транспортом присоединён практически весь пассажирский транспорт общего пользования региона – 97,6 %.
Сегодня Липецк может похвастаться еще и наличием двух «умных» остановок – они появились в 2022 и 2023 годах на площади Плеханова и улице 50 лет НЛМК и укомплектованы полным «цифровым» пакетом: камерами видеонаблюдения, USB-портами для зарядки гаджетов, системой подогрева сидений, точкой доступа Wi-Fi, внешним экраном с видео об областном центре, внутренним экраном с расписанием автобусов, интерактивной медиапанелью с туристическими путями, городскими новостями, прогнозом погоды, информацией о главных достопримечательностях города, кнопкой вызова экстренных служб «112» с аудио- и видеосвязью.
В Челябинской области высокотехнологичные проекты на транспорте реализуются по нескольким направлениям. В числе ключевых в министерстве дорожного хозяйства и транспорта региона «ФедералПресс» назвали внедрение интеллектуальной транспортной системы, через которую контролируется соблюдение графика, запуск современных низкопольных трамваев и троллейбусов с валидаторами, датчиками пассажиропотока, USB-розетками, кондиционерами, видеонаблюдением и Wi-Fi (только до конца 2024 года количество новых трамвайных вагонов в Челябинске увеличится на 56 до более чем 200 единиц, что станет лучшим показателем в стране среди нестоличных городов), а также введение до конца 2025 года на большей части маршрутов регулируемого тарифа и безналичной оплаты проезда (работа по созданию мобильного приложения для оплаты не только транспортной картой, но и телефоном, уже началась).
Валидаторами, позволяющими оплачивать проезд банковской картой и картой льготного проезда, до конца 2024 года должны быть оснащены и все автобусы межмуниципального сообщения и в Тюменской области, сообщили «ФедералПресс» в главном управлении строительства этого региона. Здесь уже работают модули управления движением общественного транспорта для контроля за расписаниями и маршрутами. В отдельных муниципалитетах региона внедряются технологии «умных» остановок, на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения они будут уставлены после решения проблемы с сохранностью и качеством работы оборудования в отдалённых территориях.
В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия в ответ на запрос «ФедералПресс» тоже рассказали о внедрении с 2023 года навигационно-информационной системы «Умный транспорт» и инновациях для городского и регионального транспорта, которые осуществляет ГАУ РХ «ЦИНТ Хакасии».
А в департаменте дорожного хозяйства и транспорта Ханты-мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югра) сообщили, что внедрение искусственного интеллекта и нейросетей для организации и контроля движения общественного транспорта в регионе не осуществляется, а вот установка «умных» остановочных комплексов осуществляется администрациями муниципалитетов за счет средств соответствующих муниципальных программ.
В Свердловской области внедрение инновационных технологий происходит вместе с обновлением подвижного состава. При закупке новых автобусов в требованиях сразу указывается необходимая электронная «начинка», сообщили «ФедералПресс» в областном Минтранспорта и дорожного хозяйства. Так, в 2023 году в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» были приобретены 299 автобусов, соответствующих всем цифровым требованиям. В общей сложности на эти цели было направлено около 2 млрд рублей, в том числе 1,5 млрд рублей специального казначейского кредита. На федеральные средства был обновлён автобусный парк в 15 муниципалитетах, в том числе малых, где теперь эксплуатируется полностью новый подвижной состав – например, в Талице. Доля автобусов, оснащенных системами безналичной оплаты проезда, в целом по региону на сегодня составляет 75 %. Столько же автобусов отображается в картографических сервисах для слежения за их движением в режиме онлайн. Доля автобусов, оснащенных системами видеонаблюдения салонов с функцией записи, соответствующих требованиям о защите персональных данных, уже достигло 80 %. А к 2030 году все эти показатели должны составить 100 %. В настоящее время в сфере пассажирского транспорта Свердловской области продолжаются работы по совершенствованию системы безналичной оплаты проезда. Внедряется оплата проезда с использованием электронных средств платежа, включая бесконтактные банковские карты национальной платежной системы МИР (в том числе MirPay), Visa, MasterCard; с использованием Единой социальной карты Свердловской области «Уралочка», в том числе с использованием транспортного приложения. В метрополитене города Екатеринбурга оплатить проезд можно при помощи Face ID. А скоро смогут использовать для этого геолокацию смартфона, при котором не требуется использование терминалов оплаты.
Для Оренбурга в 2022-2024 годах администрацией города было закуплено 192 современных городских автобуса на газомоторном топливе марки «ЛиАЗ» и «НеФАЗ» с бескондукторной системой оплаты проезда. По информации горуправления пассажирского транспорта, установленные в них валидаторы принимают транспортные и банковские карты, увеличенные дверные проемы обеспечивают удобство входа и выхода пассажиров, доступность для маломобильных людей обеспечивается низким уровнем входа без ступеней, просторными накопительными площадками с поясничными упорами, кнопками связи с водителем. Водители имеют возможность наблюдать за тем, что происходит в салонах и снаружи, посредством систем видеонаблюдения. Автобусы оснащены адаптивным освещением, датчиками дождя, электронной бортовой системой постоянного мониторинга работы транспортного средства, USB-портами для зарядки мобильных телефонов, климатической системой «тепло/холод». В Оренбурге для отслеживания автобусов общественного транспорта используются «Яндекс карты», с помощью которых можно увидеть местонахождение автобуса и рассчитать примерное время его прибытия до интересующей остановки. В данном онлайн-сервисе используются элементы региональной навигационной информационной системы, разработанной министерством цифрового развития и связи Оренбургской области.
На муниципальных маршрутах столицы Республика Башкортостан Уфы для оплаты проезда применяется карта «Алга», позволяющая осуществить бесплатные пересадки в течение одного часа по акции «Счастливый час», стоимость проезда при этом на 17 % дешевле. Как и во многих регионах, здесь тоже можно отследить движение транспортных средств, следующих по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, в онлайн режиме, сообщили в пресс-службу администрации Уфы.
В общественном транспорте Кирова возможна оплата проезда банковской картой, транспортной (электронной картой), с помощью системы быстрых платежей с использованием QR-кодов и NFC-меток, а также за наличные денежные средства. Данные виды оплат реализуются при помощи программного обеспечения ООО «Удобный маршрут». Оборудование общественного транспорта системами видеонаблюдения произведено за счет средств компаний-перевозчиков. В 2025 году МБУ «Центральная диспетчерская служба городского пассажирского транспорта» («ЦДС ГПТ») планирует начать внедрение бескондукторной системы оплаты проезда и системы учета пассажиропотока. В связи с этим с компаниями-перевозчиками обсуждается возможность применения современных методов оплаты проезда, в частности, по геолокации смартфона пассажира. Для этого изучается опыт других регионов. Закупать для города планируется, прежде всего, низкопольные автобусы, работающие на газомоторном топливе. Для удобства пассажиров действуют Яндекс-карты и интерактивная онлайн-карта с указанием движения автобусов и троллейбусов всех маршрутов, а также информационные электронные табло на остановках общественного транспорта с наибольшим пассажиропотоком. В планах МБУ «ЦДС ГПТ» расширение точек информирования, оборудование их голосовым дублированием оповещения.
В ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» также обращают внимание на цифровые сервисы, которые не видят пассажиры, но которые активно внедряются и напрямую влияют на безопасность поездки. Так, например, с сентября 2023 года разрешен удаленный цифровой медицинский осмотр. Все эти решения дают множество преимуществ как транспортникам, так и пассажирам, улучшая качество обслуживания и комфорт перевозок.
Понятно, что в условиях ограничения импорта они разрабатываются российскими производителями.
Стремление к технологическому суверенитету способствовало появлению в России новых современных производств по разработке и изготовлению инновационных продуктов для городского транспорта.
По словам заммэра Москвы по вопросам транспорта Максима Ликсутова, к примеру, в столице современную и востребованную продукцию, в том числе для транспортной системы, производят 4,2 тыс. предприятий, в которых трудятся 725 тыс. специалистов. Московский метрополитен использует в депо «Солнцево», «Руднево» и «Замоскворецкое» релейно-процессорную централизацию РПЦ-ЭЛ столичной компании «ЭЛТЕЗА» – система помогает поездам ездить по расписанию и не сталкиваться, а в депо «Сокол» – российскую микропроцессорную систему управления движением МПЦ-ЭЛ, с помощью которой дистанционно управляют стрелками и светофорами, составляют маршруты и регулируется график движения поездов. Московский разработчик и производитель терминалов и валидаторов для бесконтактных платежей ГК «Терминальные технологии» выпускает валидаторы Vendotek T, которые включены в Реестр Минпромторга РФ: сейчас их более 10 тыс. в автобусах и метро в Москве и Московской области, свыше 1 тыс. в автобусах Белгорода и Белгородской области, свыше 8 тыс. на транспорте в южных регионах России, более 1 тыс. в Липецке, и есть даже в зарубежных странах – всего суммарно свыше 90 тыс. бесконтактных терминалов, валидаторов и считывателей банковских карт, разработанных и произведенных компанией, принимают бесконтактные платежи в России, Европе, Азии.
В Ленобласти среди крупных разработчиков и производителей инновационных решений и видов транспорта – «ПАЗ», «Волгабас», «ЛиАЗ», «НЕФАЗ», Yutong, вендоры бортового оборудования и ПО автобусов «Транстелематика», «Трэктис», «Эрлайн», «ЕМ Инжиниринг».
Некоторые предприятия интегрируют в инновационные проекты богатейший производственный опыт. Как, например, АО «Усть-Катавский вагоностроительный завод» в Челябинской области, являющееся старейшим вагоностроительным предприятием на всей территории постсоветского пространства и ныне работающее в составе госкорпорации «Роскосмос»: с 1901 года им было выпущено по полному циклу производства более 28 тыс. трамвайных вагонов, и сегодня продуктовая линейка представляет современную комплектацию оборудования.
Оптимизировать и автоматизировать пассажирские перевозки по всей России помогает и аппаратно-программный комплекс для мониторинга пассажирского транспорта в городах от АО «ГЛОНАСС», о котором упоминалось выше. В его задачи входит улучшение регулярности движения, равномерное распределение пассажиров между транспортом, предотвращение аварийных ситуаций на дороге, повышение дисциплины водителей и уменьшение их оттока. Таким образом, ГЛОНАСС/GPS позволяет в режиме онлайн одновременно контролировать сам транспорт, водителей и пассажиров. Система передает информацию о местоположении транспортного средства, его скорости, пробеге, отслеживает соблюдение графиков маршрута, контролирует и корректирует их. По данным самого АО «ГЛОНАСС», всё это повышает качество обслуживания пассажиров, увеличивает оборачиваемость транспорта на 10–25 %.
Есть еще много отечественных компаний, специализирующихся на разработке и изготовлении цифровых «помощников» на транспорте, которые делают удобными и комфортными перемещения пассажиров.
Несмотря на то, что тренд цифровых решений на городском общественном транспорте охватывает всё больше регионов, остаются нерешёнными некоторые проблемы. Иногда внедрению инноваций в этой сфере препятствуют финансовые, технологические и инфраструктурные ограничения. Кроме того, зачастую пассажиры недостаточно информированы о новых возможностях общественного транспорта и в результате не могут воспользоваться всеми новшествами.
Как бы то ни было, очевидно, что спрос на внедрение всевозможных цифровых технологий в сфере пассажирского транспорта будет расти. И эта тенденция в скором времени охватит все российские регионы.
Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия, Полина Зиновьева, Евгений Поторочин, Елена Майорова