Редакция «ФедералПресс» / Матвей Николаев
Санкт-Петербург
13 НОЯБРЯ, 2024
Законопроект о бюджете Петербурга на 2025 год и плановый период 2026–2027 годов принят во втором чтении законодательным собранием Петербурга. За него проголосовали почти все парламентарии – кроме двух «яблочников» и двух воздержавшихся депутатов. Правительство города предлагает сделать главным направлением казенных трат крупные транспортные и инфраструктурные проекты. О том, на что в следующем году будет тратить деньги Северная столица и как это скажется на жителях, – в материале «ФедералПресс».
Согласно представленному проекту, доходы Петербурга в 2025 году составят 1,33 трлн рублей, а расходы – 1,49 трлн. Дефицит будет равен 144 млрд рублей.
Для сравнения, в бюджете 2024 года данные параметры выглядели так:
В первом чтении бюджет представлял губернатор Северной столицы Александр Беглов. Он подчеркивал, что задача властей и горожан – построить «мегаполис XXI века». Для этого планируется реализовать несколько крупных проектов. Они, заметил градоначальник, станут ключевым приоритетом развития Петербурга.
«Они закладывают новые возможности для города на десятилетия вперед», – сказал Беглов.
Одним из масштабных проектов должна стать широтная магистраль скоростного движения. Для того, чтобы закончить эту стройку, из бюджета с 2025 по 2028 год планируют выделить 79 млрд рублей.
Адресная инвестиционная программа потребует от городской казны 234 млрд рублей. Сумма в резервном фонде петербургского правительства уменьшится 45,6 млрд рублей до 40 млрд. Отметим, что именно он является источником средств на восстановление Мариуполя и прочих нужд, связанных с СВО.
«Бюджет, который внесен сегодня, нацелен на исполнение первой части этой программы. Программа непростая, цели амбициозные, многие из них уникальные дня нашего города», – заявил градоначальник.
Софинансирование строительства ВСМ между Москвой и Северной столицей обойдется петербургской казне в 30 млрд рублей с 2025-го по 2028-й – по 10 млрд на каждый год. При этом 52 млрд выделят на инфраструктуру, которая свяжет привокзальную площадь высокоскоростной магистрали со станцией метро «Лиговский проспект – 2». Чтобы релизовать заявленные крупные проекты, правительство Петербурга хочет привлекать инфраструктурные бюджетные кредиты, например, 15 млрд на строительство Большого Смоленского мост, а также средства из Фонда развития территорий.
«Очевидно, что акцент в бюджете поставили на развитие промышленной и транспортной инфраструктуры. И нельзя сказать, что эти расходы не социально-значимые, потому что они перспективны для экономики города и влияют на улучшение качества жизни», – отмечает в беседе с «ФедералПресс» экономист, доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Дмитрий Десятниченко.
На строительство метро в ближайшее время выделят 170 млрд рублей. 35 млрд из них – в 2025-м. Из инфраструктурного бюджетного кредита по этой статье расходов направят 2,2 млрд.
«Развитие метрополитена мы внесли в отдельный приоритет, поскольку это один из наиболее чувствительных вопросов для петербуржцев. Нам удалось преодолеть серьезные кризисные проблемы в отрасли и начать полноценную работу по строительству подземки», – сказал губернатор Беглов.
Строительные работы на станции «Горный институт» при этом, заметил градоначальник, завершатся до конца 2024 года. Хотя она должна была полноценно заработать уже к началу сентября 2024 года. В 2025 году по планам Смольного откроются станции «Казаковская» и «Путиловская».
«Развитие метро, судя по бюджету, не стало задачей первостепенной важности. Но какие-то проблемы в этом направлении, думаю, можно отчасти закрывать и наземным транспортном. Тем более транспортная реформа в городе прошла довольно успешно. Но с метрополитеном у Петербурга, к сожелению, достаточно сложно», – говорит Дмитрий Десятниченко.
На развитие транспортной системы в следующем году направят 112,2 млрд рублей, в 2025–2027 годах – 400 млрд.
В ближайшие три года в городе:
Ремонт автомобильных дорог обойдется бюджету в 33,5 млрд рублей, а ремонт мостов и набережных – в 18,6 млрд.
Депутаты же спрашивали губернатора про обеспечение оборудованием больниц, доступность детских лагерей для детей, расселение очередников и другие вопросы. Были вопросы и про темпы строительства метрополитена. Вице-губернатор Петербурга Николай Линченко заявил, что до 2030 года по планам выделят 330 млрд рублей на развитие метро.
«Мы прорабатываем возможность дополнительного финансирования по линии инфраструктурных облигаций или межбюджетного кредита: 500 млрд рублей целевых денег из федерального центра на развитие программы метрополитена», – заметил вице-губернатор.
Во втором чтении Александр Беглов внес поправку в проект бюджета. Так, на поддержку участников СВО и их семей дополнительно выделят 4 млрд рублей, а на страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения – 3,9 млрд рублей. Также 3,7 млрд рублей уйдет на создание единой информационно-аналитической системы учреждений здравоохранения (ЕАИС).
Согласно поправке, городские пассажирские перевозчики получат из казны на 2,1 млрд рублей больше. На увеличение зарплат бюджетникам направят 1,6 млрд рублей дополнительно. Также около 1,3 млрд рублей компенсируется региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. Этот шаг позволит сдержать рост тарифов для населения, считают парламентарии.
На ремонт и оборудование для городских больниц дополнительно выделят 3 млрд рублей, а также 500 млн – на оснащение игровых площадок образовательных учреждений. На улучшение жилищных условий очередников без льгот уйдет миллиард.
Предложения фракции «Яблоко» об увеличении расходов на расселение коммунальных квартир и выплат очередникам на улучшение жилищных условий поддержки коллег по заксобранию не получили. Представители Смольного заявили, что на «на 1 января очередь была 84 тысяч человек, сейчас – 73,8 тысячи». Это значит, по их словам, что проблема постепенно решается.
«Как мы видим, исполнительная власть считает, что сейчас еще не время активнее вкладываться в расселение коммунальных квартир. Хотя эта проблема уже кажется вечной для нашего города», – отмечает в разговоре с «ФедералПресс» кандидат экономических наук, доцент СПбГЭУ Александр Родионов.
Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина