Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Как в России вырастут штрафы для автомобилистов: подробный разбор

Редакция «ФедералПресс» / Святослав Фирсов
Москва
19 НОЯБРЯ, 2024

Правительство РФ разрабатывает проект поправок к Кодексу административных правонарушений (КоАП). Согласно предложению, с 1 января 2025 года штрафы за нарушения ряда правил дорожного движения могут резко вырасти. Почему власти планируют поднять планку и насколько эта мера оправданная, читайте в материале «ФедералПресс».

Повышение тарифов

В России могут резко повыситься штрафы за нарушение правил дорожного движения – соответствующие поправки в КоАП подготовили в правительстве РФ, пишут «Ведомости». Согласно предложению, изменится тарифная сетка на самые распространенные нарушения ПДД – превышение скорости, несоблюдение требований дорожных знаков и разметки, вождение в состоянии алкогольного опьянения, нарушение правил буксировки ТС и так далее.

«Если это так, то правительство, получается, отказалось от идеи «не раздергивать КоАП», – отмечает вице-президент Национального союза автомобилистов Ян Хайцеэр. «Предполагалось заморозить этот документ, поправки вносить только в экстренных случаях и принять полностью новый КоАП. В прошлый раз проект 12-й «водительской» главы утек журналистам, после масштабной критики в СМИ от поправок отказались», – напомнил эксперт.

Практика оплаты штрафов со скидкой доказала свою эффективность, поэтому будет действовать и дальше, отмечают источники «Ведомостей». Однако изменения ожидаются и здесь – скидка на оплату снизится с 50 до 25 % от суммы штрафа, а льготный период увеличится с 20 до 30 дней. По мнению Яна Хайцеэра, снижение скидки на оплату штрафов может резко уменьшить их собираемость.

«Нынешние 50 % позволили резко увеличить собираемость штрафов. Скидка 25 % навряд ли будет мотивировать людей столь же сильно. Повысится количество тех, кто имеет сотни неоплаченных штрафов, а в редких случаях, когда сотрудники ГИБДД будут проверять по базам, будут надеяться на коррупционную перспективу», – считает вице-президент Национального союза автомобилистов.

Предыдущая попытка повышения штрафов за нарушения ПДД предпринималась в 2020 году – в новой редакции КоАП Минюст предлагал увеличить санкцию за превышение скорости в диапазоне от 20 до 40 километров в час с 500 до 3 тысяч рублей, от 40 до 60 километров в час – до 4 тысяч рублей, а повторное нарушение уже грозило бы штрафом в 10 тысяч рублей и лишением прав на год. Михаил Мишустин впоследствии назвал предложенные тарифы «непосильными».

Что изменится

В новой редакции КоАП предлагается поднять штраф за езду с непристегнутым ремнем безопасности с 1000 до 1500 рублей. За управление автомобилем в состоянии опьянения или передачу права управления ТС придется заплатить не 30, а 45 тысяч рублей. Превышение скорости тоже «подорожает» – за нарушение скоростного режима водителя оштрафуют на сумму от 750 до 7500 рублей (сейчас санкция – от 500 до 5000 рублей). В этом же диапазоне изменится и штраф за несоблюдение требований дорожных знаков и разметки.

За причинение вреда здоровью тоже планируется поднять штрафы – за причинение легкого вреда здоровью водителя оштрафуют на 3700–7500 рублей вместо 2500–5000 рублей, а за причинение среднего – на 15–30 тысяч рублей. Также изменится тарифная сетка на нарушения, связанные с буксировкой транспортных средств и перевозкой грузов.

«Штрафы за превышение скорости и нарушение разметки могут быть повышены только после федерального аудита всех наших дорог. Скоростной режим много где занижен, а камеры стоят. Разметка в той же Москве часто нарисована просто как ловушка, невозможно проехать, не нарушив ПДД. И в регионах таких мест много. И камеры, конечно, сразу висят. Все это не про безопасность, конечно, а про деньги. Именно поэтому есть стереотипы про то, что камеры на безопасность не влияют», – подчеркивает Хайцеэр.

По его словам, изменение тарифной сетки штрафов может сократить количество действующих инструментов контроля на дорогах.

«Повышение штрафов усилит недоверие к одному из двух оставшихся у государства инструментов контроля. Второй – сотрудники ГИБДД. Других инструментов просто нет. Вообще», – заключил эксперт.

Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» о том, почему депутат Госдумы Ярослав Нилов раскритиковал идею о повышении штрафов за нарушение ПДД.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин