Редакция «ФедералПресс» / Матвей Николаев
Санкт-Петербург
29 НОЯБРЯ, 2024
Рост дефицита кадров в транспортной сфере – явление, характерное для всей России. И Северо-Запад здесь, увы, не исключение. С января – середины ноября 2024 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года вакансий в отрасли стало больше на 31 %. Всего их общее количество почти добралось до отметки в 1,6 миллиона. Уже работающие сотрудники вынуждены перерабатывать. Иногда это становится причинами страшных ДТП с гибелью пассажиров. На этом фоне в некоторых регионах за руль автобусов и такси запрещают садиться мигрантам, что также усиливает нехватку рабочих рук. Подробнее о проблеме и возможных методах ее решения – в материале «ФедералПресс».
В Петербурге спрос на транспортников за год увеличился на 23 %. Предприятия искали более 90 тыс. сотрудников. Если говорить о других регионах Северо-Запада, то по приросту новых вакансий по сравнению с 2023 годом лидирует Ленобласть – спрос на транспортников вырос сразу на 60 %. В Калининградской области плюс 52 %, Карелии – 50 %, рассказывают в сервисе по поиску работы hh.
«Также высок спрос на транспортников и в Архангельской области (+41 %), Мурманской области (+26 %), в Новгородской области (+45 %), Коми (+42 %) и Псковской области (+48 %)», – отмечают в сервисе.
Аналитики портала подчеркивают, что ни в одном регионе СЗФО нет падения спроса на транспортников.
Водителей в регионах не хватает не только в сфере общественного транспорта. Например, главный врач Станции скорой помощи Псковской области Денис Сачков рассказал, что им трудно найти водителей из-за низкой заработной платы. Он заявил, что каждый такой сотрудник получает около 40 тыс. рублей. А параллельно с этим доход водителя мусоровоза – 70 тыс. рублей.
Незадолго до заявления Сачкова временный региональный оператор по обращению с ТКО, компания «Экогрупп», искала водителей на зарплату в 100 тыс. рублей. Возможно, это оголило как ряды скорой, так и местного «Псковпассажиравтотранса», который также неоднократно заявлял о дефиците работников у себя на предприятии. По их словам, людей не хватает, а работать водителям более 12 часов в сутки запрещено законодательством.
«Практически во всей транспортной отрасли катастрофический кадровый голод. Это касается и инфраструктурного направления, и инженерного, и перевозок. К примеру, остро не хватает слесарей по ремонту подвижного состава, инженеров по работе с бортовым оборудованием. Исток проблемы в том, что свое время для этой сферы сотрудники готовились в недостаточном количестве. В вопросе найма водителей акцент был сделан на граждан ближнего зарубежья. Но мера оказалась временной. А водителей с категориями на автобусах и электротранспорте сейчас категорически не хватает. При этом переобучение довольно длительное», – подчеркивает в беседе с «ФедералПресс» независимый транспортный эксперт Михаил Бурцев
Он видит выход только в выращивании кадров, профориентации со школьной скамьи.
«То, что в городах СЗФО подвижной состав стал меняться на новый, тоже играет положительную роль в повышении престижа профессии. Но при оптимистичном сценарии активной подготовки кадров результат мы увидим только лет через несколько лет», – говорит Бурцев.
По его словам, сейчас водительские коллективы предприятий-перевозчиков на Северо-Западе во многом держатся за счет «старой гвардии».
В Петербурге за год опубликовали 90,7 тыс. вакансий в сфере «Транспорт, логистика и перевозки». Это третий показатель в стране после Москвы (185 тыс.) и Московской области (160 тыс.).
На нехватку кадров давно жалуются и перевозчики. В июне в петербургском заксобрании замгендиректора ОАО «Третий парк» Антон Вальшин заявил о колоссальном дефиците сотрудников в отрасли. По его словам, предприятию не хватает 20 % работников – это около 300 человек. Зарплаты там, говорил Вальшин, 80–85 тыс. рублей.
Операционный директор ООО «Вест-Сервис» Роман Юренев рассказал о нехватке 400 водителей, хотя зарплаты в их компании достигают уже 95–100 тысяч. Юренев заявил, что причиной дефицита стал тот факт, что в Петербург перестали ехать работники из других регионов. Ведь там, по его словам, тоже установили новую транспортную модель, поэтому и доходы водителей почти такие же, что и в городе на Неве. А повышать оклады до бесконечности петербургские перевозчики не могут, так как они ограничены максимальной ценой контракта на перевозки.
Генеральный директор «Пассажиравтотранса» Андрей Лызин подчеркнул, что на их предприятии не хватает около 480 человек. При этом в 2023 году петербургский комитет по труду заявил, что проблема дефицита водителей в городе решена.
Руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислав Швагерус в разговоре с «ФедералПресс» отмечает, что в СЗФО также серьезно не хватает таксистов. И этот дефицит подсчитать практически невозможно.
«Регулирование из-за закона «о такси» обеспечивает не перепись водителей, а реестр служб заказа, автомобилей и перевозчиков. А перевозчики не равно таксисты в найме, ими могут быть и самозанятые. Поэтому сказать точную цифру дефицита невозможно», – подчеркивает Швагерус.
По его словам, хорошим показателем нехватки таксистов является рост числа вакансий в отрасли.
«Если открыть hh, то мы увидим, что обещаемые таксистам доходы растут. Хоть это и не совсем корректный фактор, но обратить на него внимание стоит. Например, «Яндекс.Такси» говорит, что им не хватает порядка 170 тыс. водителей по стране. Думаю, у них есть основания для таких высказываний», – отмечает эксперт.
Причиной дефицита кадров как в такси, так и в общественном транспорте Швагерус называет отток мигрантов, которые были заняты в этих отраслях, после начала СВО. Также эксперт замечает, что, по некоторым оценкам, около 200 тыс. бывших таксистов сейчас участвуют в спецоперации.
«Плюс у нас оборонка стала работать круглосуточно, в три смены, с серьезными зарплатами. Раньше очень многие специалисты, которые не могли применить свои компетенции, шли в такси. В последние три года многие из таких вернулись на оборонные предприятия», – заключает Швагерус.
Серьезно тему нехватки водителей в Петербурге стали обсуждать после 10 мая – тогда произошло резонансное ДТП на Поцелуевом мосту. Новый лазурный автобус, работающий на маршруте № 262, занесло на повороте. Он врезался в две легковых машины, протаранил ограждение на переправе и упал в воду. Внутри салона было восемь пассажиров. Семь из них погибли. По одной из версий следствия, в автобусе были неисправны тормоза. Указывается, что водитель заметил неполадку, но продолжил работу. Что до него самого, то на допросе он рассказал, что накануне вернулся с работы в два часа ночи. Около семи утра руководство вновь попросило его выйти на смену.
Из-за этого начальника автоколонны Джахангира Халилова судят по статье «об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц». Его обвиняют в том, что он не проследил за физическим состоянием водителя, недосып которого стоил жизни семерым людям. Контроль режима труда и отдыха входил в должностную инструкцию Халилова. Он частично признал вину.
Против водителя Рахматшоха Курбонова возбудили два уголовных дела – о нарушении правил ПДД и о нелегальной постановке на учет иностранных граждан. Сейчас он находится в СИЗО.
Михаил Бурцев отмечает, что при большом дефиците водителей вопрос безопасности общественного транспорта будет вставать только острее. Ведь число переработок и их негативное влияние на здоровье работников также станет расти.
Станислав Швагерус называет одной из причин дефицита водителей запрет на работу мигрантов в общественном транспорте. Но это актуально для регионов СЗФО, которые ввели подобные ограничения. Так произошло, например, в Калининградской, Новгородской и Ленинградской области.
«Документ принят в целях урегулирования рынка труда и приоритетного трудоустройства граждан Российской Федерации, стабилизации миграционной ситуации, снижения рисков возникновения межнациональных конфликтов, предупреждения преступлений в сфере миграционного законодательства, а также преступлений экстремистской и террористической направленности на территории Новгородской области с учетом рекомендации УМВД региона», – отмечали в новгородском правительстве.
Однако запрет не распространяется на иностранцев, у которых есть вид на жительство или разрешение на временное проживание, выданное в области. А также на мигрантов – граждан стран – членов ЕАЭС.
«Мера с ограничениями для мигрантов – это очередная крайность. Я не вижу ничего плохого в том, что граждане иностранного зарубежья работают на транспорте. При условии, что они знают язык, соблюдают трудовые и законодательные нормы», – считает Михаил Бурцев.
В hh.ru утверждают, что по состоянию на конец 2024-го средняя предлагаемая заработная плата в области транспорта и логистики составляет 107,5 тыс. рублей. Это больше, чем в начале года, на 16 %. А если сравнивать с концом 2023-го, то рост составил 27 %.
В Петербурге зарплата в транспортном секторе за год выросла на 26 %, до 87,6 тыс. рублей. На Северо-Западе один из самых высоких доходов транспортникам могут обеспечить работодатели из Коми – более 124 тыс. рублей). В Архангельской области заплатят более 105 тыс., а в Мурманской области больше 104 тыс., приводят данные в hh.ru.
«На зарплаты влияет востребованность и дефицитность многих специалистов транспортной отрасли – одни водители категории Е не зря зовутся сейчас «новым золотом», а также то, что водители, машинисты и другие работники транспорта являются востребованными вахтовыми работниками – в целом по отрасли в октябре таких предложений было не менее 17 % от общего числа в целом по стране. А вахтовые предложения всегда предполагают более щедрое вознаграждение», – комментирует директор hh.ru СЗФО Юлия Сахарова.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова, Елена Майорова, Полина Зиновьева