Редакция «ФедералПресс» / Матвей Николаев
Москва
3 ДЕКАБРЯ, 2024
Мурманская область является один из главных экономических центров Арктики. Через регион проходит множество логистических цепочек, торговля ведется со многими субъектами страны и государствами. Для развития этого направления здесь планируют и реализуют множество крупных инфраструктурных проектов. О их важности и перспективах «ФедералПресс» поговорил с заместителем губернатора – министром развития Арктики и экономики Мурманской области Светланой Панфиловой.
Светлана Анатольевна, какие перед министерством стоят первостепенные задачи по рыбе? Можем предположить, что среди них есть трансформация рыбного порта, правильно?
— Рыбному порту очевидно необходима реновация. Ранее уже была принята адресная программа по реновации. Площадь порта – это примерно 50 гектаров земли. И сейчас эта территория работает не так продуктивно, как могла бы. Наша задача – повысить эффективность объекта, дать возможность работникам рыбного комплекса выполнять все работы и услуги с максимальным результатом.
Коллеги сейчас проводят большую работу по консолидации активов, выведенных когда-то из состава рыбного порта, а также формируют программу развития порта.
Есть понимание о сроках старта реновации?
— В существующих условиях планировать конкретные сроки сложно. Во-первых, непростая внешняя экономическая ситуация. Во-вторых, по порту еще идут различные судебные процессы. Поэтому даты коллеги определят, исходя из той информации, которой они владеют. По одному из районов Рыбного порта решение уже принято – это территория так называемой «Угольной базы» Там инвестор при поддержке правительства планирует создать судоремонтное предприятие кластерного типа.
На каких отраслях санкции сейчас сказались больше всего и какие пути решения нашел регион?
— Конечно, санкционное давление сильное влияет на экономику. Под санкции попала продукция крупного бизнеса. Компании испытывают трудности с логистикой, со страхованием. Сложности есть у проектов, которые были ориентированы на эскпорт или в которых было много иностранного оборудования. Перестройка рынков сбыта у экспортеров продолжается, компании переходят на другие технологии.
Если говорить про экспортную составляющую, то какие страны приятно удивили в плане оборота? С кем у региона наладились хорошие экономические взаимоотношения?
— Республика Беларусь – наши хорошие партнеры. Недавно мы открыли сервис технической поддержки компании БЕЛАЗ в Апатитах. Соглашение было подписано в рамках межправительственной рабочей группы в 2023 году. И уже в ноябре 2024 года центр был открыт. Помимо сервиса там оборудован склад для запасных частей. Наш горно-промышленный комплекс закупает очень много белорусской техники.
Какие перспективы у строящегося порта «Лавна», который задуман специально под работу с перевозкой угля?
— Мировая рыночная конъюнктура в сфере угля действительно сейчас не самая лучшая. Но стоимость зависит от направления, вида угля и других факторов. «Лавна» – это специализированный, высокотехнологичный терминал для обработки угля. Кроме того, он построен по современным экологическим стандартам. Это, конечно, безусловные преимущества.
Еще один будущий порт – «Белорусский». Как с ним обстоят дела?
— Работа над морским терминалом для грузов белорусских производителей идет. Уже создана компания на территории Мурманской области, разрабатывается инвестиционная декларация. Мурманский порт выбран для реализации проекта именно благодаря преимуществам в части прямого выхода в Мировой океан, круглогодичной работы и наличию незамерзающей акватории.
Увеличивается ли число резидентов Арктической зоны?
— Сейчас там около 280 резидентов. Плюс есть восемь резидентов ТОР «Столица Арктики». Темпы прироста немного снизились. Но не потому что проектов стало меньше, это нормальный процесс. Количество стало переходить в качество. На протяжении действия режима Мурманская область всегда была лидером среди арктических регионов по количеству резидентов. Этот статус мы сохраняем. Но дело не в количестве. Главное, чтобы проекты реализовывались – в том числе социальные, туристические, промышленные, создавалась инфраструктура и новые рабочие места.
Фото: ФедералПресс / Анна Крючкова, Матвей Николаев