Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Владелица фабрики носков из Владивостока: «К сожалению, торговые сети хотят продавать людям только дешевые и некачественные товары»

Редакция «ФедералПресс» / Анна Миронова
Приморский край
6 ДЕКАБРЯ, 2024

Развитие малого и среднего бизнеса, импортозамещение, производство товаров в регионах, всевозможная поддержка предприятий на местах – важные задачи для каждого региона России. Но на деле реальный бизнес сталкивается с большими проблемами: желание выпускать качественный товар разбивается о нежелание крупных сетей продавать его. О том, как погоня крупных оптовиков, торговых сетей и даже магазинов для детей за дешевыми товарами портит локальный бизнес и лишает людей возможности приобрести вещи действительно высокого качества, «ФедералПресс» рассказала владелица фабрики комфортных носков «Эвернит» Ирина Щербина.

Ирина Валерьевна, ваш бизнес существует уже 17 лет. Расскажите, как вы начинали и как за это время изменилась система продаж?

— Когда мы только запускали производство, нам казалось, что, раз мы производим продукцию здесь, у нас дома, это должно быть конкурентным преимуществом. Однако оказалось, что для оптовых покупателей совершенно неважно, где именно мы производим. Рынок был уже освоен и забит, поставщики работали с теми, с кем уже давно налажены отношения, и менять что-то никто не хотел. Нам откровенно говорили: «Какая нам разница, где вы производите – мы уже работаем с компаниями, с ними и будем работать».

За 10–15 лет количество торговых сетей сократилось: крупные компании вытеснили мелкие. На Дальнем Востоке остались буквально несколько игроков, и все стремятся работать именно с ними. Но это крайне сложно – они диктуют свои условия. Крупных игроков интересует только цена и условия, а где мы производим, им совершенно безразлично, качество им совершенно безразлично – главное, чтобы было дешево.

Почему чаще всего отказывают гипермаркеты, детские магазины, мультибрендовые магазины?

— Основная причина отказов всегда одна и та же – цена. Закупщики, категорийные менеджеры в первую очередь, ориентируются на стоимость, а не на качество. К сожалению, зачастую для них важно, чтобы товар был дешевле, даже если это идет в ущерб качеству. Некоторые открыто говорят: снижайте качество и цену. Но я не буду этого делать – это принципиальная для меня позиция. Качественные носки, такие как наши, производятся с использованием передовых технологий. Мы, например, используем плотное вязание, которое делает носки комфортными, помогает отводить влагу. В состав входят качественные нити, которые увеличивают износостойкость.

Но сетям это не важно. Они стремятся закупить продукцию, которая просто соответствует минимальным требованиям, но обходится дешевле. Из-за этого другие производители со временем вытесняют нашу продукцию даже из тех сетей, с которыми мы уже работаем – так произошло, например, с «Реми» и «Самбери»: за счет более выгодной цены, но низкого качества другие бренды представлены там более активно, чем мы.

Вы, наверное, изучали ассортимент в тех же гипермаркетах или сетевых магазинах. Чем носки, которые они продают, отличаются от ваших?

— Конечно, мы анализировали их ассортимент. Обычно такие носки дешевле за счет того, что используются более простые материалы и технологии. Они могут быть менее комфортными, быстрее изнашиваются. Но закупщиков это не волнует. Разница в цене в 10–20 рублей для них кажется принципиальной, и они отказывают нам, хотя мы предлагаем качественный продукт. Но при этом я точно знаю, что конечный покупатель заинтересован в качестве.

Кстати, такой же подход и в детских магазинах – например, сети «Бубль-Гум», где, казалось бы, родители ориентируются на качество. Но закупщики тоже выбирают дешевую продукцию, зачастую китайскую. Они обосновывают свой выбор ценой – как и везде. Это смешно, если учитывать, что речь идет о продукции для детей, где качество должно быть приоритетом.

Что может предложить покупателю «Эвернит»? Какие носочки вы создаете, чем отличаетесь от конкурентов?

— Мы специализируемся как на классических носках, так и на разнообразных принтах. Особенно популярны среди туристов наши сувенирные носки – они уже давно стали визитной карточкой Владивостока. Каждый год мы создаем новогодние коллекции носочков с символом наступающего года, вот и в этом году у нас уже в продаже коллекции с символом наступающего 2025 года – змеей. Мы всегда готовимся заранее ко всем праздникам, вот и сейчас, когда все озабочены подарками к Новому году, мы уже готовим новые коллекции к 14 Февраля, 23 Февраля и 8 Марта помимо сувенирных коллекций. Мы изготавливаем носки на заказ с логотипами компаний или тематическими принтами. Люди приходят с уникальными идеями, а наши дизайнеры разрабатывают что-то необычное, и в результате рождается удивительная продукция.

На Дальнем Востоке государство оказывает поддержку бизнесу. Можете рассказать, какую помощь получает ваша компания?

— Поддержка действительно есть, особенно в последние годы. Например, мы входим в категорию креативных индустрий и в этом году мы выиграли акселерационную программу с грантом в размере двух миллионов рублей.

Также есть много образовательных программ, которые финансируются из бюджета. Но часто такие обучения избыточны и малоэффективны. Деньги, которые могли бы направить на реальную помощь бизнесу, тратятся на лекции, которые не всегда нужны.

Получается, налоговые послабления для вас также редкость?

— Есть послабления. Например, в рамках креативных индустрий Минэкономики снизило ставку налога по УСН с 6 % до 1 %. Это хорошая помощь, за что им огромное спасибо. Но с нового года грядет налоговая реформа, что может сильно ударить по малому бизнесу.

Также наша компания является резидентом Свободного порта Владивосток. Это позволяет нам платить сниженные пенсионные взносы в течение 10 лет. Это действительно полезная мера.

Но в первую очередь хотелось бы снижения налоговой нагрузки, особенно на производство. Еще было бы полезно, если бы правительство поддерживало производителей, создавая для нас отдельные витрины в торговых сетях или компенсируя расходы на рекламу на маркетплейсах. Также важна помощь уменьшением стоимости электроэнергии, арендной платы, возможно, субсидии на компенсацию части затрат и, конечно, зарплатами для сотрудников. Стоимость жизни растет, и три года назад люди могли жить на 40 тысяч рублей. Сегодня этого недостаточно, нормальный уровень – 60–80 тысяч. Мы увеличиваем зарплаты, увеличивает себестоимость продукции, и получается замкнутый круг.

Спасибо за ваш откровенный рассказ. Надеемся, ситуация для производителей станет легче.

Фото: предоставлено героем публикации