Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Рестрикции против себя: к чему приведет снижение потолка цен или запрет на переработку российской нефти странами G7

Редакция «ФедералПресс» / Елена Бутырина
Москва
20 ДЕКАБРЯ, 2024

Слабый Запад придумывает все новые торговые ограничения против России. Обсуждая возможность очередного понижения потолка цен на российскую нефть или полного запрета ее переработки, страны G7 во что бы то ни стало по-прежнему стремятся найти способ навредить нашей экономике. До сих пор, несмотря на санкционный «рог изобилия», им не удалось потеснить Россию на мировом рынке. Насколько серьезными могут оказаться рассматриваемые рестрикции? «ФедералПресс» расскажет подробнее.

Санкционная агония: «А Баба Яга против!»

Согласно информации Bloomberg, G7 (США, Великобритания, Франция, Япония, Италия, Канада и Германия) обсуждает разные варианты ужесточения энергетических санкций: снижение ценового потолка с 60 до 40 долларов за баррель и/или его замену на полный запрет переработки российской сырой нефти. Эти страны, а также ЕС и Австралия ввели потолок цен на нефть из России в декабре 2022 года. Позже их поддержала Швейцария. Впоследствии с потолком «столкнулись» и нефтепродукты. Ответом на такое решение стал отказ России от поставок в страны, соблюдающие данные ограничения; исключения могут быть сделаны лишь на основании специального решения президента.

О возможности снижения потолка цен на российскую нефть странами G7 еще в марте 2024 года заявлял помощник госсекретаря США по вопросам энергоресурсов Джеффри Пайетт. Обсуждения эти активизировались с принятием ЕС 15-го пакета санкций против РФ в декабре. Помимо компаний – не только из России, но и из Китая, Индии, Ирана, Сербии и ОАЭ, которые якобы помогают ей избегать ограничения, в список попали 52 судна, отнесенных к теневому флоту нефтеналивных танкеров, перевозящих российское сырье. Как ранее рассказывал «ФедералПресс», летом под очередным западным давлением теневой флот начал перегруппировку, но не исчез и продолжает перевозки, несмотря на угрозы со стороны инициаторов рестрикций.

Россия продолжает поставлять нефть не только морским, но и трубопроводным способом. В Европу она транспортируется по системе «Дружба». В связи с санкциями сейчас поставки российского сырья по северной ветке не осуществляются, но выполняется транзит нефти из Казахстана в Германию. Ранее Астана заявляла о планах поставить на немецкий НПЗ в 2024 году около 1,2–1,4 млн тонн своей нефти. В Германии одно время звучало недоверие о полной принадлежности покупаемой нефти Казахстану, но за недоказанностью подобных обвинений разговоры на эту тему вскоре прекратились. В декабре стало известно о планах Белграда подключиться к «Дружбе» через отвод протяженностью 300 километров, который может быть построен до 2026 года для поставок российской нефти в Сербию. Технико-экономическое обоснование проекта завершается.

После комментариев президента РФ Владимира Путина во время прямой линии о росте российской экономики на фоне спада в Европе, низком уровне безработицы и планах по дальнейшему укреплению страны на мировом рынке энергоносителей обсуждения «семеркой» очередных возможных санкций звучат нелепо и безнадежно. Не добившись желаемых результатов в более чем двухлетней войне ограничений, Запад бьется в санкционной агонии. Ужесточение энергетических санкции России вряд ли помешают, но помогут ли сбить температуру у не совсем здоровой Европы?

Безнадежность и дефицит

По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, на самом деле оба рассматриваемых G7 варианта – снижение потолка цены на нефть и запрет на ее переработку – безнадежны.

«Второй вариант – запрет на переработку – да его даже принять будет сложно, а первый вариант – снижение потолка цены – бесполезный. Потолок цены и сейчас никто не соблюдает. Сформировался теневой флот, который игнорирует потолок цены, они перевозят российскую нефть вне зависимости от того, сколько она стоит. Да, стоимость перевозки теневым флотом тоже выше, чем обычным флотом, но все равно это более выгодно, чем исполнять потолок цены. Поэтому мы видим, что теневой флот уже есть, он никуда не денется, и потолок цены – что 60, что 40 долларов за баррель – в любом случае исполнять никто не будет. Поэтому я думаю, что изменения маловероятны», – прокомментировал он «ФедералПресс».

Игорь Юшков напомнил, что в то время, когда страны G7 устанавливали потолок цены в 60 долларов за баррель, они предполагали снижать данный показатель на 5 % от средней стоимости каждые два месяца. Однако результат их разочаровал.

«Средняя цена на российскую нефть очень быстро стала выше потолка, и получалось так, что надо потолок повышать, но это было бы странно, если пользоваться правилом: берешь среднюю цену за последние два месяца и, соответственно, на 5 % корректируешь потолок. Потолок подниматься не может, это выглядело бы как облегчение санкции, поэтому они просто ничего не делали. И сейчас, снижая до 40, они могут это сделать вид, что ужесточают санкции против России, но это ни к чему не приведет. Как теневой флот работал, так и работает, как игнорировал потолок цены, так и будет его дальше игнорировать. А запрет на переработку может очень сильно ударить по самим странам G7. Потому что фактически все страны G7 – это страны-импортеры, покупатели нефти», – считает эксперт.

По словам Игоря Юшкова, если российскую нефть запретят к переработке, то, соответственно, ее никто не будет покупать. В результате Россия окажется перед необходимостью сокращения добычи. Это приведет к радикальному дефициту нефти на мировом рынке и росту цен к отметке 150−200 долларов за баррель.

«Мы продаем примерно 4 млн баррелей в сутки. Куда мы ее продадим? Перерабатывать ее запрещено. Ее же в сыром виде никто не потребляет. Поэтому, конечно, будет удар по мировому рынку. Цены будут по 200 долларов и огромные проблемы у стран-импортеров. Поэтому я думаю, что они не решатся просто на это, – сказал аналитик. – Где-то в мае-июне 2022 года мы сократили свою добычу на миллион баррелей, и цена ушла к 120 долларов за баррель. А если мы на 4 сократим, что тогда будет? Эти страны и придумали-то потолок цены, чтобы Россия могла спокойно продавать свою нефть».

Поэтому очевидно, что, как бы ни были против российской нефти некоторые лоббисты в старушке Европе, наше сырье по-прежнему будет поставляться в страны, в ней нуждающиеся. Очередные антироссийские нападки в Москве переживут – не впервой.

Фото: unsplash.com