Какие марки авто захватили российский рынок: лидеры и аутсайдеры

Редакция «ФедералПресс» / Татьяна Буторина
Санкт-Петербург
21 ФЕВРАЛЯ, 2025

img

Высокая процентная ставка и увеличение утильсбора на авто снизили покупательскую способность россиян. Однако судьба благосклонна к отечественной Lada и ряду китайских марок. За них покупатели проголосовали рублем. О том, что какие авто захватили нишу на рынке после ухода западных брендов и почему, – в материале «ФедералПресс».

Какие новые авто востребованы на авторынке

Согласно данным «Автостата», россияне в 2024 году приобрели 1,57 млн новых легковых автомобилей. Это рекордное число за последние пять лет. Лидером продаж стала Lada с показателем 436,2 тысяч проданных единиц. На втором месте – китайский Haval (190,6 тысяч), за ним следуют Chery – 157 тысяч, Geely – 149,1 тысяч и Changan – 106,1 тысяч.

Продажи авто в России и в январе 2025 года выросли по сравнению с январем прошлого года. Лидирует все также Lada. В январе продажи этой марки авто достигли 31 %, тогда как в январе 2024 были только 28 %. В топ-10 марок по продажам новых легковых автомобилей в январе 2025 года вошли: Lada, Haval, Chery, Geely, Changan, Omoda, Jetour, Belgee, Jaecoo, Tank.

В Калининградской области по сравнению с январем 2024 года в январе 2025 года интерес к новым машинам увеличился в 2,8 раза

Как «ФедералПресс» сообщили в пресс-службе «Авито Авто», в Ленинградской области в январе 2025 года интерес к новым машинам увеличился почти на 75 % в сравнении с январем 2024 года, а предложение на них – на 25 %. При этом средняя медианная цена осталась практически без изменений и составила 2,98 млн рублей. Больше всего жители Ленобласти интересовались автомобилями марок ВАЗ (Lada), Haval, Chery, Geely и Jetour. При этом по сравнению с январем 2024 года интерес и предложение наиболее заметно выросли на Jetour.

В Калининградской области по сравнению с январем 2024 года в январе 2025 года интерес к новым машинам увеличился в 2,8 раза, а предложение на них – в 4,1 раза. При этом средняя цена снизилась незначительно и осталась почти на уровне начала прошлого года 2,97 млн рублей. Также, по данным «Авито Авто», калининградцы в 2025 году больше всего интересовались новыми автомобилями марок Jetour, Omoda, Chery, Jaecoo и ВАЗ (Lada). При этом по сравнению с январем 2024 года интерес наиболее заметно вырос на Chery, а предложение – на Jetour, отметили в сервисе.

Между тем некоторые новые модели, которые активно взялись изготавливать в Петербурге стали не востребованы на рынке. Так, по данным издания «Ведомости», «Автозавод Санкт-Петербург» сокращает выпуск Xcite почти втрое. В 2025-м планируют собрать чуть более 6,5 тысячи. Тогда как годом ранее автопредприятие произвело 19 420 авто. Из произведенного объема реализована лишь четверть – 5 500 машин. Из них 5 300 пришлось на долю X-Cross 7. Продажи кроссовера X-Cross 8 ограничились 224 единицами. На самом автопредприятии «ФедералПресс» не стали комментировать произошедшее.

Не спасло петербургскую компанию то, что в регионе были созданы различные меры поддержки. В том числе заключенный специальный инвестиционный контракт 1.0 (СПИК 1.0). СПИКом предусматриваются обязательства города по предоставлению мер государственной поддержки в виде налоговых льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций. Также в городе была разработана и запущена программа «Автотранспорт и спецтехника для бизнеса», сообщили «ФедералПресс» в комитете по промышленной политике, инновации и торговли. Мера позволяет предпринимателям получить займы на покупку авто и спецтехники ведущих городских предприятий. В рамках этой программы Фондом микрофинансирования предоставляются займы до 36 месяцев до 5 млн рублей под 5 % годовых на покупку отечественного автомобиля петербургских заводов-производителей для использования в бизнесе. Этот транспорт может использоваться как в работе такси или для грузовых перевозок, так и для пополнения производственного автопарка компаний.

«Машина для тех, у кого нет денег»

Вице-президент национального автомобильного союза Ян Хайцеэр отметил, что автомобиль Lada Granta берут от безысходности. «Машина для тех, у кого нет денег. До 2022 года объем продаж Lada Granta был намного ниже, потому что большее количество людей могли получить кредит, были отличные предложения дилеров и так далее. Поэтому покупатели делали выбор не в пользу Lada Granta. А сегодня людям просто деваться некуда, поэтому они ее покупают. Она же не стала лучше и безопаснее. Она относительно своих конкурентов-одноклассников дешевле, но все равно дорогая», – говорил он.

Автоэксперт Игорь Моржаретто сообщил «ФедералПресс», что Lada Granta выбирают, в том числе и из-за практичности. «Lada Granta – это единственный автомобиль на нашем рынке стоимость до 1 млн рублей. Но вроде и качество за последние годы значительно улучшилось, а самое главное – это машины понятные: есть запчасти, есть сервисы по обслуживанию. Да в любом гараже можно отремонтировать теоретически. Любой человек понимает, что этот автомобиль он может отремонтировать в каком угодно городке», – объяснил он «ФедералПресс».

Сейчас сложилась такая ситуация, что все автомобили, которые продаются на российском рынке, более менее заняли свою долю, отметил в разговоре с «ФедералПресс» Моржаретто, то есть Lada Granta получила треть рынка, китайские компании – больше 60 %, а 10 % – все остальные, включая, условно, и остальных российских производителей.

Китайские авто: плюсы и минусы

На смену ушедшим брендам пришли китайские авто. На данный момент они не просто заняли нишу ушедших западных марок, но сформировали новый рыночный ландшафт, уверен основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников.

70 % владельцев моделей китайских марок, по опросам «Авто.ру», оценивают свой опыт владения автомобилем как позитивный. Однако замечания у собственников китайцев имеются: 43 % жалоб из-за проблем с сенсорными дисплеями, 30 % – из-за неработающих двигателей при низких температурах, 26 % – из-за быстрой разрядки аккумулятора, 22 % – из-за отказа системы ABS и проблем с бортовым компьютером. 17 % – из-за неполадок с кузовом и трансмиссией.

Генеральный директор компании «МОЙ АВТОПРОКАТ» Дмитрий Матвеев также перечислил слабые места китайских авто:

– Самая частая проблема – это «рыжики». Как бы производители ни уверяли в полной оцинковке кузова, коррозия возникает не только из-за перепада температур, но и из-за реагентов.

– Карданный вал тоже оставляет желать лучшего. Металл, из которого изготовлены его детали, непрочный, не выдерживает нагрузок, в результате чего детали деформируются.

– Слабая подвеска не выдерживает испытания русской дорогой. Чуть больше 50 тысяч проехали – и трещины.

– У многих «китайцев» турбированный двигатель, который в два раза быстрее выходит из строя, чем атмосферный. При этом ремонт и замена двигателя – это дорого.

– Может «зависать» электроника из-за большого количества опций.

– Владельцы Geely, Haval и Tank часто недовольны высоким расходом топлива.

– Владельцы «параллельных» машин могут столкнуться с тем, что в автомобиле нет никаких функций обогрева.

Также эксперты отмечают и трудности в приобретении запчастей. Например, как отметил «ФедералПресс» Александр Стрельников, официальные дилеры Chery и Geely обеспечивают поставки оригинальных деталей в течение 3–5 дней, тогда как владельцы «серых» LiXiang и NIO сталкиваются с месячными задержками. «В декабре 2024 года ремонт фонаря LiXiang L7 обошёлся клиенту в 400 тысяч рублей из-за необходимости заказа детали через казахстанских посредников», – рассказал Стрельников

Между тем китайские поставщики стремятся исправить недочеты. Например, Chery уже проводят испытания своих новых авто в Сибири, чтобы адаптировать их к более суровому климату с перепадом температур, реагентами на дорогах и т.д. Их примеру последуют и другие компании. «Несмотря на проблемы китайский машин, рынок точно будет развиваться так, как было когда-то с корейскими автомобилями, которые, если помните, вначале тоже не особо хотели покупать в нашей стране, но в итоге оценили и по популярности они превзошли европейские марки. В сфере проката мы давно убедились, что Hyundai лучше Volkswagen: ресурс первого в три раза выше», – пояснил Дмитрий Матвеев.

Также он обратил внимание, что предпочтения у россиян поменялись, в связи с чем санкционные бренды вряд ли смогу вернуть себе заметную долю рынка. «Например, за 4 тысячи рублей в сутки наши клиенты уже предпочитают брать в прокат Geely Coolray вместо Volkswagen без камеры 360 и активного круиз контроля», – рассказал Матвеев.

Прогнозы

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) полагает, что в 2025 году продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России снизятся на 15 %. На ситуацию на рынке в 2025 году повлияют санкции, высокая ключевая ставка и растущий утилизационный сбор, а также импортозамещение запчастей. Ситуацию осложнит и затоваривание – в России по итогам 2024 года продано автомобилей меньше, чем суммарно произведено в стране и импортировано из-за рубежа.

Вице-президент национального автомобильного союза Ян Хайцеэр отметил, что в ближайшей перспективе нас ждут закрывающиеся дилерские центры, особенно монобрендовые и региональные – там, где недостаточные объемы продаж. Им будет трудно существовать из-за дорогого кредитного ресурса, падения спроса и доходности. Могут исчезнуть даже некоторые бренды, предрекает эксперт.

Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина Инфографика: ФедералПресс / Маргарита Неклюдова