Самоуправление окружено: как изменится жизнь в регионах после муниципальной реформы

Редакция «ФедералПресс» / Матвей Николаев
Ленинградская область
17 МАРТА, 2025

img

Госдума во втором чтении приняла законопроект о реформе местного самоуправления в единой системе публичной власти России. Он предполагает, что регионы сами смогут выбирать форму входящих в них муниципальных единиц. Так, например, районы смогут переформатировать в округ – и упразднить тем самым сельские и городские поселения внутри. Почти все регионы Северо-Запада России уже начали подобные преобразования. О том, к каким последствиям они приводят, – в материале «ФедералПресс».

Зачем России понадобилась муниципальная реформа

Одобренный Госдумой во втором чтении законопроект предполагает переход регионов на одноуровневую систему местного самоуправления – когда районы становятся округами, муниципалитетом управляет окружная администрация, а сельские и городские поселения упраздняются. При этом власть «с земли» не уходит. На местах вместо сельсоветов будут работать территориальные подразделения со значительным перечнем полномочий. Среди них:

Одна из главных выгод от реформы – финансовая. Парламентарии указывают, что в округе формируется единый бюджет, который не дробится на более мелкие муниципальные единицы. Это позволяет ликвидировать диспропорции – когда, к примеру, некоторые поселения получают больше средств из-за более высокого числа жителей. Наравне с этим другие поселения были вовсе не в состоянии профинансировать свои нужды. Также реформа позволит округам сократить затраты на проведение выборов в думы сельских и городских поселений – и на содержание органов местного самоуправления.

Однако, как заметили в Госдуме, регионы сами смогут решить: переходить на одноуровневую систему МСУ или сохранить двухуровневую.

«Мы учли мнения региональных властей и вышли на консенсусное решение. Формируя подходы, прежде всего руководствовались интересами граждан, для которых местная власть находится в оперативном доступе», – сказал спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин.

Как подчеркнул депутат Павел Крашенинников, реформа «позволит повысить эффективность и прозрачность работы местных органов власти и укрепить финансовую основу их деятельности».

Законопроектом предлагаются два вида муниципальных образований в регионах:

В общем, законопроект дает регионам гибкость в вопросе организации местного самоуправления.

«Муниципальная реформа в нашей стране созрела очень давно. Потому что та квалификация, которая была дана муниципалитетам ранее, себя не оправдала. Те бюджеты, которые им выделялись, рассчитывались нерационально, и все траты не могли быть проверены районами. Нецелевых расходов было много», – отмечает в разговоре с «ФедералПресс» политолог Сергей Григорьев.

По его словам, главная задача изменений – централизация финансирования в округах и городах.

«Целесообразность – в унификации управления муниципалитетами. Для жителей же ничего не изменится. Только теперь на местах работают управленцы, которые отчитываются перед окружной администрацией. Поэтому их будет легче контролировать исполнительной власти», – подчеркивает эксперт.

Политолог Владимир Соловейчик в беседе с «ФедералПресс» говорит, что муниципальная реформа уводит самоуправление в регионах от советских практик, когда были и поселковые, и районные советы.

«В СССР как раз-таки было двухуровневое самоуправление. Но оно было частью единой советской системы – не было разделения на органы муниципальной и государственной власти. У нас до 2020 года это различие существовало. Но поправки в конституцию включили муниципальные органы в единую систему публичной власти. Что схоже с тем, как было в Советском Союзе», – подчеркнул Соловейчик.

Как регионы СЗФО избавляются от районов и создают округа

В Архангельской области с 2020 года 15 муниципалитетов поменяли статус района на округ. На 1 января этого года на территории Поморья шесть городских и 17 муниципальных округов. Районов же осталось всего три, а городских поселения – четыре. Все еще действуют 29 сельских поселений.

«Мы были первыми, кто начал преобразование муниципальных районов и поселений в муниципальные округа. И на сегодня мы единственный регион, где из областного бюджета оказывается серьезная системная поддержка преобразуемым территориям. За последние четыре года, включая 2024 год, в муниципальные округа направлено два миллиарда рублей – это дополнительная поддержка, помимо мер по выравниванию бюджетной обеспеченности, дополнительных субсидий, предусмотренных другими законами для всех муниципалитетов», – объяснял заместитель председателя областного собрания Игорь Чесноков.

По его словам, в области округа в качестве прямой поддержки получили 1 млрд 200 млн рублей. Эти средства пошли на реализацию планов социально-экономического развития.
Вологодская область приступила к муниципальной реформе в 2022 году. С 1 июня того года сразу 20 муниципальных районов стали округами. Всего в регионе осталось шесть районов: Вашкинский, Вытегорский, Кирилловский, Никольский, Череповецкий и Шекснинский. Помимо Вологды и Череповца, у которых статус городских округов, в области осталось четыре городских поселения и сорок три сельских поселения.

Как объясняли власти, преимущества новой системы – это единый бюджет и уменьшение административных барьеров для жителей. Важную роль играет и объединение представительских, административных и кадровых ресурсов на местах по принципу «одного окна».

Реформа, как отмечали ее авторы, помогла сократить число депутатов в Вологодской области в два раза – с 1293-х. Число избирательных компаний снизилось с 211 до 64.

Экс-заместитель губернатора Эдуард Зайнак заявлял о необходимости реформы, так как «на поселенческом уровне затруднены в реализации своих полномочий, которые по большей части переданы на уровень муниципальных районов».

В Псковской области в округа преобразованы уже 13 муниципалитетов. Реформа здесь стартовала в 2023 году. В регионе осталось 11 районов и два городских округа – Псков и Великие Луки. Против реформы в регионе в 2023 году активно выступало местное отделение партии «Яблоко». Его члены указывали, что изменения приведут к уничтожению местного самоуправления. Негативно к нововведениям относились и псковские коммунисты.

«Раз у нас тут откровенный разговор, я скажу, что знаю, почему вы против. Это единственная дырочка, в которой, исходя из небольшого количества избирателей, партия, не предлагающая конкретных мер, может получить своих депутатов», – отвечал «яблочникам» Михаил Ведерников.

В Ленинградской области муниципальную реформу анонсировали в 2023 году. Однако в регионе пока что всего по одному городскому (Сосновоборский) и муниципальному (Гатчинский) округу. Функционировать продолжают 16 районов.

«Зачастую на первом уровне людей не слышат, настоящего диалога с жителями нет. В результате даже элементарные вопросы вроде замены лампочки в подъезде приходится решать на более высоком уровне», – так губернатор Ленобласти Александр Дрозденко говорил о необходимости муниципальной реформы. По его словам, система с округами и территориальными представительствами позволила бы «выстроить принцип вертикальной демократии».

В Коми на сегодняшний день уже шесть муниципалитетов имеют статус муниципальных округов. Районами же пока остаются 13 образований. Еще в регионе есть пять городских поселений и один городской округ – Сыктывкар. При этом в республике против муниципальной реформы в 2022 году выступили девять сельских поселений.

«Перенос муниципальной власти выше, на районный уровень, лишит небольшие населенные пункты представительства, и тогда решение даже самых минимальных житейских проблем селян станет затруднительным. Кроме того, согласно новому законопроекту, губернаторы смогут произвольно менять глав поселений, что выглядит как оружие для борьбы с неугодными или слишком требовательными представителями власти на местах», – заявляли протестующие депутаты.

В Карелии же существуют два городских округа (Петрозаводский и Костомукшский), пять муниципальных округов, а также 11 районов. В феврале 2025 года стало известно, что на 10 марта назначены публичные слушания по созданию Лахденпохского муниципального округа. Муниципальная реформа продолжается.

В каких регионах СЗФО завершилась муниципальная реформа

В муниципальных трансформациях на Северо-Западе всех опередила Калининградская область, где реформа была завершена еще в 2018 году. Тогда поселения Балтийского, Светлогорского и Нестеровского районов объединили в городские округа. С тех пор административно-территориальное устройство эксклава представлено исключительно городскими округами.

За год после можно было отследить экономический эффект. Например, власти отчитывались о том, что экономия от преобразования Багратионовского, Гвардейского и Зеленоградского районов в округа выражалась в суммах от 30 млн до 70 мле рублей в каждом муниципалитете.

В Мурманской области региональная дума в 2024 году рассмотрела законопроект о преобразовании всех районов в округа. Парламентарии инициативу поддержали. Уже с 1 января 2025 года в Кольском Заполярье образованы четыре новых муниципальных округа – Кандалакшский, Терский, Ловозерский и Кольский. Всего их в регионе 11. Городских округов – шесть. Районов в Мурманской области не осталось.

27 февраля 2025 года не осталось районов и в Новгородской области. В этот день региональная дума приняла закон о преобразовании в округа последних муниципалитетов, не имевших такого статуса. А именно – Боровичского, Новгородского, Окуловского, Парфинского, Шимского и Чудовского. Теперь каждый из 21 муниципалитета стал округом. Реформа на Новгородчине стартовала в 2020 году.

Депутат Юрий Саламонов, например, наглядно рассказал о потребности в реформе на примере Боровичского района. По его словам, там находится 10 сельских поселений «со своими администрациями, советами депутатов, есть муниципальная дума».

Политолог Юрий Светов в разговоре «ФедералПресс» отметил, что все эксперименты с муниципальной властью в постсоветской России в итоге пришли к практикам самоуправления из СССР. Он добавляет, что реформа уже упирается в дефицит кадров на местах, потому что уровень дохода и условия работы на муниципальной службе в сельской местности не привлекают людей.

«Посмотрим, насколько эта система будет жизнеспособна в новых условиях, когда порой огромные муниципалитеты в регионах Северо-Запада, мягко говоря, не очень густо заселены. Дойдет ли внимание из окружных администраций до дальних уголков? Я, честно говоря, скептически к этому отношусь», – говорит Светов.

Владимир Соловейчик же сводит суть реформы до одной фразы. «Теперь в муниципалитете будет только один начальник – глава, которому будет проще управлять», – заключает эксперт.

Фото: ФедералПресс / Елена Сычёва