Редакция «ФедералПресс» / Анна Миронова
Хабаровский край
12 МАРТА, 2025
Госдума разрешила регионам самостоятельно выбирать модель организации муниципального самоуправления: одно-, двухуровневую или смешанную. В правительстве Хабаровского края на запрос «ФедералПресс» ответили, какой будет модель МСУ в регионе.
«В Хабаровском крае применяется смешанная система организации местного самоуправления, включающая как одноуровневую, так и двухуровневую модели. По состоянию на 1 января 2025 года в крае насчитывается два городских округа, два муниципальных округа и 15 муниципальных районов, в состав которых входит 176 сельских поселений и 20 городских поселений», – прокомментировали в пресс-службе правительства региона.
При этом регион пользуется правом, данным в 2003 году Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: в 2023 году был организован Охотский муниципальный округ, в 2024-м – Бикинский муниципальный округ. «В 2025 году указанную работу в инициативном порядке проводят органы местного самоуправления четырех муниципальных районов края», – добавили в правительстве в ответ на запрос редакции «ФедералПресс».
На данный момент регион не принял решения о переходе на одно- или двухуровневую систему организации МСУ. «Вопрос целесообразности перехода только к одноуровневой системе либо сохранения двухуровневой системы организации местного самоуправления будет обсуждаться с привлечением Ассоциации «Совет муниципальных образований Хабаровского края» с учетом интересов муниципального сообщества», – отметили в правительстве региона.
В Хабаровском крае с 2023 года появилось два муниципальных округа. До реформы система МСУ там была двухуровневой: поселения (сельские и городские) были под руководством администрации муниципального района. Депутаты и чиновники были на каждом из двух уровней. После реформы и перехода на одноуровневую модель управляют муниципальным округом, а также представляют интересы населения чиновники и депутаты только на уровне округа – администрация и дума одна.
На основе собственного опыта и опыта других субъектов Российской Федерации комитет по внутренней политике Хабаровского края сделал несколько предварительных выводов о плюсах перехода на одноуровневую модель МСУ.
«Просим обратить внимание, что к настоящему времени решение о приоритетной системе организации местного самоуправления в крае (одноуровневой либо смешанной – одноуровневой и двухуровневой) не принималось, поэтому приведенные доводы в поддержку образования муниципальных округов отражают исключительно опыт реализации данной модели в Хабаровском крае и в других субъектах Российской Федерации, но не свидетельствуют о том, что одноуровневая система организации местного самоуправления будет применяться в качестве безальтернативной», – подчеркнули в правительстве региона.
На основе опыта от перехода на одноуровневую модель, где все поселения переходят в подчинение одной администрации (муниципальный округ), было выделено несколько важных плюсов.
Недобор обусловлен нежеланием жителей таких муниципальных образований участвовать в выборах в представительные органы местного самоуправления (из-за малой численности населения, низкой бюджетной обеспеченности таких муниципальных образований, отсутствия реальной возможности депутатов решить проблемы муниципального образования).
В тех районах, которые перешли на одноуровневую модель МСУ, жителям стало удобнее решать личные вопросы. Все вопросы местного значения решает одна администрация. Это исключает случаи, когда местные жители вынуждены обращаться в разные администрации (администрацию муниципального района и администрацию поселения).
Система муниципальных округов удобна и с точки зрения эффективности решения основных вопросов местного значения: бюджет один на округ, и он не дробится на части. Формирование единого бюджета муниципального округа позволяет аккумулировать средства и направить их на приоритетные направления, в том числе сглаживание различий в предоставлении муниципальных услуг на всей территории муниципального округа, эффективное использование средств дорожного фонда муниципального округа, привлечение большего объема субсидий из федерального и регионального бюджетов за счет возможности обеспечить требуемую долю софинансирования расходных обязательств за счет местного бюджета.
Кроме того, консолидация бюджета позволяет вовлечь муниципальные образования в реализацию крупных целевых программ социально-экономического развития, в которых ранее поселения по отдельности не могли принимать участие в силу недостаточности собственных средств, что, в свою очередь, увеличивает эффективность участия в программах софинансирования, а также позволяет привлекать дополнительное финансирование из бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы.
Вместо распределения ограниченных денежных средств между бюджетами нескольких поселений, финансовые потоки направляются в единый бюджет муниципального округа. Таким образом бюджет «укрупняется», расходы на административный аппарат сокращаются ввиду отсутствия дублирующих должностей в структуре местной администрации.
Возможность исполнять «бывшие» полномочия поселений централизованно (то есть администрацией муниципального округа, а не несколькими администрациями разных поселений) позволяет аккумулировать финансовые ресурсы для решения проблем территорий (в том числе за счет экономии на административных расходах).
Кроме того, в связи с сокращением количества глав и депутатов поселенческого уровня утрачивается необходимость проведения их выборов, причем не только плановых, но и досрочных. Данный вопрос особенно актуален при имеющемся кадровом «голоде». Например, в Хабаровском крае проблема кадрового дефицита на местном уровне очень актуальна для северных районов, в частности Аяно-Майского, Тугуро-Чумиканского, имени Полины Осипенко.
О том, что может измениться в регионах после реформы системы МСУ, можно прочитать по ссылке. На переход на одноуровневую систему предварительно согласны большинство регионов Дальнего Востока. На двухуровневой остается только Якутия, смешанный тип выбрали Хабаровский край и Бурятия.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Инфографика: ФедералПресс / Анна Миронова