Какой путь в реформе МСУ выбирает Хабаровский край: ликвидировать администрации поселений или оставить

Редакция «ФедералПресс» / Анна Миронова
Хабаровский край
12 МАРТА, 2025

img

Госдума разрешила регионам самостоятельно выбирать модель организации муниципального самоуправления: одно-, двухуровневую или смешанную. В правительстве Хабаровского края на запрос «ФедералПресс» ответили, какой будет модель МСУ в регионе.

«В Хабаровском крае применяется смешанная система организации местного самоуправления, включающая как одноуровневую, так и двухуровневую модели. По состоянию на 1 января 2025 года в крае насчитывается два городских округа, два муниципальных округа и 15 муниципальных районов, в состав которых входит 176 сельских поселений и 20 городских поселений», – прокомментировали в пресс-службе правительства региона.

При этом регион пользуется правом, данным в 2003 году Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: в 2023 году был организован Охотский муниципальный округ, в 2024-м – Бикинский муниципальный округ. «В 2025 году указанную работу в инициативном порядке проводят органы местного самоуправления четырех муниципальных районов края», – добавили в правительстве в ответ на запрос редакции «ФедералПресс».

На данный момент регион не принял решения о переходе на одно- или двухуровневую систему организации МСУ. «Вопрос целесообразности перехода только к одноуровневой системе либо сохранения двухуровневой системы организации местного самоуправления будет обсуждаться с привлечением Ассоциации «Совет муниципальных образований Хабаровского края» с учетом интересов муниципального сообщества», – отметили в правительстве региона.

В правительстве рассказали о плюсах от перехода на одноуровневую модель МСУ

Итоги перехода части районов на одноуровневую модель управления

В Хабаровском крае с 2023 года появилось два муниципальных округа. До реформы система МСУ там была двухуровневой: поселения (сельские и городские) были под руководством администрации муниципального района. Депутаты и чиновники были на каждом из двух уровней. После реформы и перехода на одноуровневую модель управляют муниципальным округом, а также представляют интересы населения чиновники и депутаты только на уровне округа – администрация и дума одна.

На основе собственного опыта и опыта других субъектов Российской Федерации комитет по внутренней политике Хабаровского края сделал несколько предварительных выводов о плюсах перехода на одноуровневую модель МСУ.

«Просим обратить внимание, что к настоящему времени решение о приоритетной системе организации местного самоуправления в крае (одноуровневой либо смешанной – одноуровневой и двухуровневой) не принималось, поэтому приведенные доводы в поддержку образования муниципальных округов отражают исключительно опыт реализации данной модели в Хабаровском крае и в других субъектах Российской Федерации, но не свидетельствуют о том, что одноуровневая система организации местного самоуправления будет применяться в качестве безальтернативной», – подчеркнули в правительстве региона.

На основе опыта от перехода на одноуровневую модель, где все поселения переходят в подчинение одной администрации (муниципальный округ), было выделено несколько важных плюсов.

1. Решается вопрос с «недобором» кандидатов в депутаты

Недобор обусловлен нежеланием жителей таких муниципальных образований участвовать в выборах в представительные органы местного самоуправления (из-за малой численности населения, низкой бюджетной обеспеченности таких муниципальных образований, отсутствия реальной возможности депутатов решить проблемы муниципального образования).

2. Удобство для местных жителей

В тех районах, которые перешли на одноуровневую модель МСУ, жителям стало удобнее решать личные вопросы. Все вопросы местного значения решает одна администрация. Это исключает случаи, когда местные жители вынуждены обращаться в разные администрации (администрацию муниципального района и администрацию поселения).

3. Единый бюджет

Система муниципальных округов удобна и с точки зрения эффективности решения основных вопросов местного значения: бюджет один на округ, и он не дробится на части. Формирование единого бюджета муниципального округа позволяет аккумулировать средства и направить их на приоритетные направления, в том числе сглаживание различий в предоставлении муниципальных услуг на всей территории муниципального округа, эффективное использование средств дорожного фонда муниципального округа, привлечение большего объема субсидий из федерального и регионального бюджетов за счет возможности обеспечить требуемую долю софинансирования расходных обязательств за счет местного бюджета.

Кроме того, консолидация бюджета позволяет вовлечь муниципальные образования в реализацию крупных целевых программ социально-экономического развития, в которых ранее поселения по отдельности не могли принимать участие в силу недостаточности собственных средств, что, в свою очередь, увеличивает эффективность участия в программах софинансирования, а также позволяет привлекать дополнительное финансирование из бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы.

4. Сокращение расходов на содержание органов местного самоуправления

Вместо распределения ограниченных денежных средств между бюджетами нескольких поселений, финансовые потоки направляются в единый бюджет муниципального округа. Таким образом бюджет «укрупняется», расходы на административный аппарат сокращаются ввиду отсутствия дублирующих должностей в структуре местной администрации.

Возможность исполнять «бывшие» полномочия поселений централизованно (то есть администрацией муниципального округа, а не несколькими администрациями разных поселений) позволяет аккумулировать финансовые ресурсы для решения проблем территорий (в том числе за счет экономии на административных расходах).

Кроме того, в связи с сокращением количества глав и депутатов поселенческого уровня утрачивается необходимость проведения их выборов, причем не только плановых, но и досрочных. Данный вопрос особенно актуален при имеющемся кадровом «голоде». Например, в Хабаровском крае проблема кадрового дефицита на местном уровне очень актуальна для северных районов, в частности Аяно-Майского, Тугуро-Чумиканского, имени Полины Осипенко.

О том, что может измениться в регионах после реформы системы МСУ, можно прочитать по ссылке. На переход на одноуровневую систему предварительно согласны большинство регионов Дальнего Востока. На двухуровневой остается только Якутия, смешанный тип выбрали Хабаровский край и Бурятия.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Инфографика: ФедералПресс / Анна Миронова