Редакция «ФедералПресс» / Денис Меттус
Челябинская область
24 МАРТА, 2025
Почти четверть организаций Челябинской области оказались убыточными по итогам прошлого года. Упала прибыль компаний, резко выросла их кредиторская и – у предприятий отдельных сфер – просроченная задолженность. С чем связаны такие показатели и как негативная динамика отражается на экономике региона – в материале «ФедералПресс».
В прошлом году доля прибыльных организаций в Челябинской области сократилась до 75,7 % против 77,6 % в 2023 году, сообщил Челябинскстат. Их прибыль (без учета субъектов малого предпринимательства, кредитных и некредитных финансовых организаций, государственных и муниципальных учреждений) упала на 5,3 % до 444,2 млрд рублей. Потери убыточных компаний выросли на 65,7 % до 63 млрд рублей.
Кредиторская задолженность южноуральских организаций за год увеличилась на 22,8 % до 1,37 трлн рублей. Дебиторский долг вырос на 10,7 % и составил 1,24 трлн рублей.
Директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков считает, что эти показатели могут быть связаны с рядом факторов, включая рост производственных затрат, сложности с оборотными средствами и санкционные ограничения, требующие импортозамещения.
«Рост цен на сырье, энергоносители и логистику мог привести к увеличению себестоимости продукции, что негативно сказалось на прибыльности предприятий. Кроме того, предприятия испытывают нехватку оборотных средств и нуждаются в кредитах для поддержания деятельности, но доступ к финансированию ограничен высокими процентными ставками и ужесточением условий кредитования. Санкции и разрыв цепочек поставок вынудили предприятия адаптироваться к новым условиям, требуя дополнительных инвестиций в импортозамещение и поиск новых партнеров», – прокомментировал «ФедералПресс» эксперт.
По мнению промышленного эксперта Леонида Хазанова, подобная динамика может быть связана с высокой ключевой ставкой, сделавшей кредиты слишком дорогими, однако компании вынуждены их брать для реализации инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств. Также она привела к спаду в строительстве, на нужды которого работают различные предприятия по всей России, включая и Челябинскую область.
Директор консалтинговой компании So invest Анастасия Кузьминова обращает внимание, что снижение суммарной прибыли главным образом обусловлено падением рентабельности производства металла и изделий из него.
«Прибыль металлургов, которая в 2023 году составляла почти половину от суммарной прибыли прибыльных предприятий области, в прошлом году оказалась ниже на 15 %. Частично это падение компенсировали другие отрасли, однако динамику основного сектора экономики области никогда не удается полностью перекрыть другим», – отмечает в комментарии «ФедералПресс» Кузьминова.
Не только металлурги недосчитались прибылей, но и их смежники, продолжает она. Так, почти втрое сократилась в сравнении с предшествующим годом прибыль у производителей огнеупоров. В пять раз – у производителей строительных металлических конструкций, изделий и их частей. В секторе наблюдается обострение конкуренции на фоне сокращения инвестиционных программ крупнейших потребителей.
Есть сектора, для которых 2024 год был удачнее предшествующего, и их довольно много, отмечает Анастасия Кузьминова. Так, например, у производителей сборных железобетонных конструкций прибыль выросла в 1,8 раза, а у производителей прицепов и полуприцепов – более чем вдвое. По большому перечню видов деятельности, связанных с машиностроением и электротехникой, включая и оборонщиков, зафиксирован хороший прирост прибылей.
По ее мнению, может оказывать влияние чисто счетный фактор. Так, в 2023 году по виду деятельности «Производство электроэнергии» в расшифровке видна прибыль в 12 млрд рублей, в прошлом году от нее осталась цифра на два порядка меньше. Такое бывает, когда у кого-то из крупных предприятий происходят организационные изменения.
«Таким образом, в крупных цифрах из 5 % падения прибыли прибыльных примерно пятая часть – счетная, остальное – неблагоприятная конъюнктура в связанных с металлом секторах, которую частично компенсировали другие отрасли», – комментирует Анастасия Кузьминова.
С чем кроме роста учетной ставки ЦБ, может быть связано увеличение кредиторской задолженности говорит отраслевая расшифровка ее просроченной части.
«В целом по кругу крупных и средних предприятий просроченная кредиторская задолженность за год по номиналу не выросла, а значит, в постоянных ценах снизилась. Вместе с тем есть тревожные моменты: полутора-, двукратный рост просроченных обязательств организаций, связанных с ЖКХ (производство тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение, управление жилым фондом). Значительно выросла за год просроченная задолженность в ряде секторов обрабатывающих производств, работающих по ГОЗ, рекордные темпы роста объемов в этой сфере не проходят без негативных эффектов», – отмечает Кузьминова.
По мнению Ярослава Кабакова, эта негативная динамика может повлиять на экономику Челябинской области через снижение налоговых поступлений, сокращение прибыли предприятий, что уменьшает налоговые отчисления в региональный бюджет и ограничивает финансирование социальных и инфраструктурных проектов.
«Убыточные предприятия могут сокращать персонал или закрываться, что увеличивает уровень безработицы и социальную напряженность в регионе. Также увеличение кредиторской задолженности и снижение прибыльности снижают инвестиционную привлекательность региона, что может замедлить экономическое развитие и внедрение инноваций», – считает Кабаков.
По его мнению, для стабилизации ситуации необходимы меры поддержки бизнеса, включая улучшение доступа к финансированию, налоговые льготы и программы по стимулированию спроса на продукцию местных производителей.
Анастасия Кузьминова добавила, что экономика Челябинской области, как и в других регионах, столкнулась с серьезными вызовами и в целом с ними справляется, хотя, конечно, без банкротств, реструктуризаций и передела собственности мы не пройдем этот период. Напряжение чувствуется во всех основных секторах, включая и бюджетный, для которого падение прибылей означает недобор доходов в условиях роста расходов.
«Так или иначе продукция системообразующих компаний региона востребована, они предпринимают значительные усилия для технологического развития и повышения производительности, а значит, экономический потенциал региона растет», – считает эксперт.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин