Редакция «ФедералПресс» / Яна Лазарева
Приморский край
28 МАРТА, 2025
«Национальный автомобильный союз» (НАС) направил обращение в Центробанк РФ с инициативой ввести ограничения на доходы дилеров от кредитных операций и запретить практику навязывания дополнительных услуг. При этом предлагается установить административную и уголовную ответственность за нарушения требований.
По данным НАС, высокие комиссионные автосалонов являются одним из ключевых факторов роста стоимости автокредитования наряду с повышением ключевой ставки. Союз настаивает, что эти расходы банков в итоге перекладываются на покупателей, делая приобретение автомобилей менее доступным. Сейчас ставки по автокредитам достигают 26–30 % годовых при среднем сроке шесть лет, а комиссии дилеров – до 9 % от суммы займа, что в конечном счете увеличивает стоимость для потребителя.
Как пишет «Газета.ру», в обращении также указано, что дилерские центры получают до половины стоимости всех проданных страховых продуктов и дополнительных услуг. При этом они нашли способ обходить предусмотренный законом «период охлаждения» (время на отказ от навязанных услуг): вместо включения этих услуг в кредитный договор с клиентами заключают отдельные соглашения на каждый дополнительный продукт. Такой подход лишает покупателей возможности воспользоваться своим правом на отказ от ненужных услуг в установленный законом срок.
Национальный автомобильный союз предлагает разработать поправки, которые введут юридическое определение понятия «автомобильный дилер», установят строгие требования к их работе и запретят предустановку дополнительного оборудования и аксессуаров перед передачей автомобиля покупателю. Также в обращении предлагается законодательно запретить принуждение клиентов к приобретению любых дополнительных товаров и услуг и ограничить размер комиссионных вознаграждений, взимаемых с других участников рынка.
За повторные случаи навязывания ненужных услуг рекомендуется ввести штраф в двукратном размере стоимости этих услуг, а за систематические нарушения (более трех раз) – установить уголовную ответственность. Эти меры направлены на защиту прав потребителей и предотвращение злоупотреблений на автомобильном рынке.
Как сообщил «Газете.ру» бывший глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев, основную прибыль дилерские центры сейчас получают не от продажи автомобилей, которые часто приходится реализовывать со скидками и даже в убыток, а от сопутствующих финансовых услуг. Речь идет о кредитовании, страховании, программах помощи на дорогах и других дополнительных сервисах, которые предлагаются покупателям при приобретении машины.
«Сейчас по большинству брендов прибыль на продаже автомобиля либо нулевая, либо отрицательная. Заявленная маржа – от 5 до 7 %, но у дилера она уходит на скидки, потому что его заваливают автомобилями, которые нужно хоть как-то продавать, и все дают скидки», – сказал Мосеев «Газете.Ru».
По его словам, активное продвижение финансовых продуктов автосалонами обусловлено недостаточной рентабельностью основного бизнеса по продаже автомобилей. В текущих условиях размер банковского вознаграждения за оформление кредитных договоров не превышает 4 % от суммы займа, что существенно ограничивает доходность данного направления.
«Это возникло, когда автопроизводители лишили дилеров доходности по автомобилям. Тогда дилер стал смотреть, где можно еще заработать, и начал предлагать клиентам финансовые услуги. С другой стороны, клиенту при условии покупки финансового продукта предлагают скидку на машину. Клиент же на это соглашается, и если он не купит финпродукт, ему на машину скидки перестанут давать», – заключил Мосеев.
Эксперты считают, что введение ограничений на дилерские маржи неизбежно приведет к повышению розничных цен на автомобили, поскольку автосалоны не смогут компенсировать убытки от основной деятельности. Кроме того, экономическая несостоятельность дилерских центров может повлечь значительные социальные и бюджетные последствия, включая сокращение рабочих мест и снижение налоговых поступлений.
Между тем тенденция усиления регулирования авторынка со стороны центральных банков наблюдается на всех ключевых мировых рынках. Данные меры во многом обусловлены растущим недовольством потребителей, связанным с недостаточной прозрачностью сделок. Специалисты отмечают необходимость пересмотра дилерами подходов к взаимодействию с клиентами для повышения доверия и открытости в работе.
Ранее «ФедералПресс» писал, что в этом году автовладельцам следует ожидать значительного подорожания сервисного обслуживания – на уровне 20–25 %. Такая динамика цен обусловлена не только ростом зарплат механиков и технических специалистов, но и комплексом других факторов.
Фото: изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1