Редакция «ФедералПресс» / Яна Бельская
Москва
1 АПРЕЛЯ, 2025
Советские конструкторы и инженеры разработали множество революционных проектов, среди которых выделяется самолет М-25. Информация о нем была строго засекречена, но в начале 2010-х годов общественность узнала о его существовании и проект быстро оброс мифами, получив прозвище «Адский косильщик». «ФедералПресс» разобрался, как создавали уникальный самолет.
Самолет М-25 – это неординарное чудо техники. Будучи боевым самолетом, он не использовал традиционные боеприпасы: его главным оружием был звук. Летая на низкой высоте и преодолевая скорость звука, он создавал «шоковую волну», способную наносить серьезный ущерб врагам, включая возможность их уничтожения.
Согласно распространенному мнению, проект был запущен в 1969 году после инцидента на острове Даманском, когда китайские войска атаковали советские позиции. Это событие побудило руководство СССР задуматься о создании альтернативного оружия, способного мгновенно нейтрализовать противника, не нанося серьезного ущерба окружающей среде. Однако мифы вокруг самолета были развеяны в 2017 году Станиславом Смирновым, ведущим конструктором ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод имени В. М. Мясищева».
В 2017 году Станислав Смирнов опубликовал статью в журнале «Крылья Родины», в которой развеял мифы о самолете и рассказал правду о его разработке. Он отметил, что работа над проектом началась не из-за нападения китайцев, а в результате научно-технического совета МАП, который принял решение о создании «самолета специального назначения с ударной волной».
Смирнов объяснил, что при переходе на «сверхзвук» возникает сильная разница в давлении, создающая ударную волну, которая высвобождает огромное количество энергии. Военные эксперты ХХ века задумались о возможности использования ударной волны как более разрушительного и массового оружия. Это «чистое оружие» оказалось не менее опасным, чем ядерное.
Советские специалисты не были единственными, кто занимался экспериментами с преодолением звукового барьера; американцы и французы также работали над подобными проектами. Советский Союз стремился не отставать и уже до конфликта на Даманском провел испытания существующих самолетов, которые подтвердили возможность применения шоковой волны в боевых условиях.
Несмотря на многообещающие результаты исследований и экспериментов, реализация проекта столкнулась с серьезными трудностями. Самолет должен был летать на высоте от 25 до 150 метров со скоростью выше звука, что создавало огромные проблемы с конструкцией. В итоге проект был закрыт в 1972 году, так и не став реальностью.
Можно предположить, что технические трудности, связанные с решением проблемы, а также сложности специфических физических исследований (даже на современном уровне технологий – финансовые затраты и этические аспекты применения самолета специального назначения с ударной волной) стали причиной прекращения разработок в этой области. В результате Россия потеряла уникальное достижение советской инженерии, которое могло бы произвести настоящую революцию в авиации.
При этом, пишет «Царьград», принцип использования звука как оружия не является новшеством. Например, немецкий пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-87» имел маленькие пропеллеры на шасси, которые создавали жуткий звук сирены во время пикирования. Это изобретение помогало пилотам отслеживать скорость своего самолета, но также служило для устрашения противника на земле, вызывая панику среди пехоты.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1