Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Что будет регулировать «закон о маркетплейсах» и кого он коснется: подробности новой инициативы

Редакция «ФедералПресс» / Станислав Литвинов
Москва
13 МАЯ, 2025

Крупнейшие маркетплейсы могут потерять часть привилегий – Госдума и правительство РФ обсуждают закон, который ограничит их влияние и обеспечит равные условия для всех участников рынка. Этой проблеме был посвящен специальный круглый стол, организованный в стенах нижней палаты парламента. Обозреватель «ФедералПресс» посетил мероприятие и оценил аргументы разных сторон.

Предложения Госдумы

Модератором круглого стола стала депутат Государственной Думы Яна Лантратова.

«Цифровая торговля перестала быть просто альтернативой традиционным магазинам - она стала новой реальностью, меняющей потребительские привычки, бизнес-модели и даже социальные отношения в нашем обществе. Когда мы говорим о цифровой торговле, мы понимаем, что это не просто ряд технологических платформ для совершения покупок», - отметила она важность вопроса об электронной торговле.

Представители Государственной думы отмечают рост электронной торговли за последние годы. Несмотря на очевидные плюсы, новая тенденция позволила маркетплейсам устанавливать свои условия работы, часто в ущерб производителям товаров и покупателям. Такая ситуация вызвана отсутствием общего закона, регулирующего электронную торговлю, считают депутаты.

«Это очень важный сектор нашей экономики. При этом очень быстро растущий. Сегодня существует ряд крупных игроков, имена которых у всех на слуху – у них десятки тысяч пунктов по всей стране. Но в электронной коммерции заняты очень много мелких компаний и самозанятых. Отношения всех игроков рынка требуют серьезного регулирования», – открыл круглый стол председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов.

Вторая проблема маркетплейсов в том, что они не подчиняются уже существующим законам о торговле из-за неопределенного статуса электронных торговых площадок.

«Онлайн-торговля не обременена законами о торговле, поэтому обладает несомненными преимуществами», – считает председатель комитета Государственной думы по защите конкуренции Валерий Гартунг.

В своем выступлении он призвал наложить на электронную торговлю ограничения, которые коснутся крупных игроков электронной торговли, чтобы не допустить их монополии, а также защитить интересы всех участников рынка.

«Надо идти между двумя крайностями. Ограничивать российскую онлайн-торговлю мы не должны, условия должны быть не хуже, чем у иностранных компаний. Вторая крайность – защита интересов граждан и продавцов», – заключил Гартунг.

Таким образом, депутаты выдвинули несколько рабочих предложений, которые должны лечь в основу фундаментального закона «о маркетплейсах»:

Позиция министерства и общественников

Со стороны правительства на круглом столе выступил первый заместитель главы Минэкономики Максим Колесников. По словам выступающего, бурный рост электронной торговли привел к нарастающем проблемам, поэтому Министерство экономического развития готовит свои предложения к законопроекту о платформенной экономике.

«Это не торговля в чистом виде. Все платформы работают в качестве агента, не ставя продаваемые товары на свой баланс. Эта специфика привела к дисбалансу интересов рынка: маркетплейсы могут ранжировать в выдаче товары разных производителей как хотят», – рассказал Максим Колесников.

Он озвучил ключевые принципы, которым следует министерство при разработке закона.

Круглый стол собрал и представителей бизнеса: производителей и продавцов товаров на маркетплейсах. Как отмечает вице-президент «Опоры России» Владлен Максимов, при разработке законопроектов надо рассматривать проблемы всех участников электронной торговли. Защищая права продавцов, нельзя принимать решения, которые шли бы вразрез с интересами электронных площадок. «Представим, что покупатель заказал 30 платьев. Все их померил в пункте выдачи и перемерил, одно купил. Еще 29 платьев будут путешествовать по стране, и пока не вернутся к продавцу, он их заново не продаст. Кто за это должен платить? Маркетплейс? Покупатель?» – привел заключительный пример Максимов.

Все предложения, озвученные на круглом столе, будут рассмотрены при подготовке законопроекта. Обсуждение продолжится в профильных комитетах Госдумы в течение ближайших месяцев.

Фото: ФедералПресс / Денис Коробейников