Редакция «ФедералПресс» / Елена Бутырина
Москва
13 МАЯ, 2025
В России предложили ввести фиксированный НДФЛ и взносы в фонд ОМС для людей, получающих теневые доходы, из числа «профессиональных бездельников» и обеспеченных домохозяек и детей богатых родителей. Насколько это реально – выяснял «ФедералПресс».
Соответствующую инициативу озвучил профессор Финансового университета при правительстве России Александр Сафонов. В колонке для РБК он объяснил это тем, что такие люди не обделены социальными благами, при этом ничего не платят государству.
«Все-таки общество в рамках социальной справедливости может предъявить им требования в софинансировании системы здравоохранения и общей инфраструктуры. Да, они проживают в собственных домах, но используют дороги, коммунальные мощности наравне с теми, кто это профинансировал через уплату НДФЛ», – написал он.
Вовлекая платежи «профессиональных бездельников» и рантье в общую систему, можно «обелить» доходы, считает Сафонов.
Эксперт привел данные Федерального фонда обязательного медицинского страхования, согласно которым общая численность неработающего населения, застрахованного по ОМС, в России на начало 2024 года составляла 79,9 млн человек, из которых основная часть – это дети (30 млн) и неработающие пенсионеры (около 33 млн), а остальная – те, кто по разным причинам не работают или работают в теневом секторе, получая существенный объем пассивного дохода. За прошлый год регионы перечислили на ОМС для неработающего населения 1,046 трлн рублей, что на 16,5 % превысило показатель 2023 года.
Впрочем, прозвучавшая инициатива может не найти поддержки в обществе и правительстве.
«Я думаю, крайне маловероятно, что инициатива найдет поддержку по той причине, что она требует серьезных изменений в законодательстве. И такого рода изменения обычно требуют очень серьезной проработки. Думаю, будет большой вопрос в целесообразности. Также хотел бы отметить, что в части вопроса, который поднимается в обсуждении данной инициативы, а именно теневого дохода, нужно учесть, что те граждане, которые не хотят работать, безработные, не потому, что не могут найти работу, а потому, что ее не ищут. Все-таки это разные категории», – пояснил «ФедералПресс» руководитель аудиторско-консалтинговой группы АИП, эксперт Московского отделения «Опоры России» по финансово-правовой безопасности бизнеса Сергей Елин.
По его словам, если речь идет о теневом доходе граждан, то необходимо вводить минимальный налог.
«Здесь какой-то минимальный налог, может быть, и будет плюсом к поступлению в бюджет, но он вряд ли понудит «уклониста» выйти из тени. Его могут понудить выявление этих нарушений, привлечение к ответственности, это даст и больший объем поступлений в бюджет и будет идти в рамках текущего законодательства без внесения каких-либо дополнительных изменений в него. Поэтому, на мой взгляд, в данном случае такой вектор работы с этой категорией более правильный. Если мы говорим про граждан, которые не работают и не ищут работу, то здесь, скорее всего, они имеют иной доход – это опять же нужно выявлять и пресекать. И если идет речь о том, что все-таки они сидят дома и ничего не делают и бедствуют, наверное, все-таки это маловероятно», – сказал он.
Даже минимальный налог будет непосилен к оплате для тех, кто действительно не работает и бедствует. Такие граждане просто пополнят ряды должников. Это станет нагрузкой на исполнительное производство по взысканию, безнадежные суммы к взысканию. Если все-таки идет речь о теневом доходе и основной фокус внимания на нем, то здесь отступные в виде минимального налога будет ненужным компромиссом в сторону, скажем так, закрывания глаз на теневой доход, считает Сергей Елин.
«Думаю, данная инициатива не оправдает себя во всех отношениях», – заключил он.
Фото с сайта pxhere.com