Редакция «ФедералПресс» / Рустам Юнусов
Москва
17 ИЮНЯ, 2025
Вооруженный конфликт между Израилем и Ираном вызвал острую реакцию по всему миру и выявил глубокое геополитическое расслоение. Разные государства заняли диаметрально противоположные позиции, формируя условные блоки сторонников и противников израильской операции. Может ли география конфликта расшириться или само противостояние привести к мировой войне – разбирается «ФедералПресс».
Россия однозначно выступила против действий Израиля, расценив авиаудары как нарушение международного права и устава ООН. Москва выразила соболезнования Тегерану и заявила о готовности выступить посредником в переговорах, предлагая дипломатическое урегулирование. «Российская сторона всемерно поддерживала усилия по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы мирным путем, выдвинула конкретные инициативы, направленные на нахождение взаимоприемлемых договоренностей. Россия и далее будет способствовать деэскалации конфликта между Ираном и Израилем», – заявил президент РФ Владимир Путин.
Китай также осудил эскалацию, призвав стороны к сдержанности и подчеркнув важность соблюдения суверенитета Ирана. Пекин заинтересован в стабильности на Ближнем Востоке, особенно учитывая свою активность в проектах глобального масштаба, включая инициативу «Один пояс – один путь», проходящую через зону риска.
Исламские государства – Саудовская Аравия, Турция, Катар, ОАЭ, Оман, Пакистан – в целом заняли проиранскую позицию, осудив Израиль за «агрессию» и провокации. В некоторых заявлениях звучали обвинения в попытке сорвать возобновление переговоров по иранской ядерной программе. Турция особенно резко отреагировала, назвав удары «неприемлемыми» и подрывающими региональную безопасность.
Северная Корея заявила о полной поддержке Тегерана и выразила готовность предоставить любую необходимую помощь – вплоть до военной. Хотя практическая реализация подобных угроз вызывает сомнения, символическое значение таких заявлений усиливает напряженность.
Соединенные Штаты стали неформальным гарантом израильской операции, предоставив разведданные и усилив присутствие военных кораблей в регионе. Вашингтон назвал действия Израиля «оборонительными» и возложил вину за эскалацию на Тегеран. В то же время США заявили о необходимости не допустить перерастания конфликта в масштабную войну и призвали к возобновлению ядерных переговоров.
Франция подчеркнула право Израиля на самооборону. В то же время однозначной поддержкой это назвать сложно: «Мы призываем все стороны проявлять сдержанность и избегать любой эскалации, которая может поставить под угрозу региональную стабильность», – написал министр иностранных дел Франции Жан-Ноэль Барро в соцсетях. «Если Израиль подвергнется нападению со стороны Ирана, Франция примет участие в защите Израиля», – заявлял в то же время 13 июня Макрон.
Берлин, как и другие европейские столицы, опасается выхода конфликта за пределы Ближнего Востока. «Мы тесно координируем свои действия с Францией, Великобританией и США. Германия готова оказать влияние на стороны конфликта, используя все имеющиеся в нашем распоряжении дипломатические средства», – заявил канцлер Фридрих Мерц.
Среди стран Восточной Европы особенно выделяется Чехия – Прага публично поддержала Израиль, назвав удары вынужденной мерой в ответ на угрозу национальной безопасности.
Япония заняла двойственную позицию: с одной стороны, Токио осудил израильскую операцию как провоцирующую эскалацию, с другой – указал на систематические нарушения Ираном обязательств по ядерной программе, выразив тревогу по поводу развития событий.
Анализируя развитие конфликта между Израилем и Ираном, эксперты сходятся во мнении: хотя боевые действия формально идут между двумя странами, риски расширения конфликта существуют. Причина – в геополитической структуре современного мира, где многие государства вовлечены в систему союзнических обязательств или стратегических интересов в регионе.
Доктор политологии Университета Зальцбурга, старший преподаватель кафедры теории и истории журналистики Филологического факультета РУДН, эксперт РСМД Камран Гасанов подчеркивает, что конфликт развивается не только между Израилем и Ираном – в него опосредованно вовлечены третьи силы. Соединенные Штаты, по его словам, играют роль «прикрывающей стороны» для Израиля: они предоставляют разведданные, подтягивают авианосцы к региону, оказывают политическую поддержку. Одновременно, по оценке инсайдеров, возможна скрытая помощь Ирану со стороны Пакистана и Китая – хотя официально об этом не заявляется, не исключено участие этих стран в поставках вооружений, считает эксперт.
Гасанов отмечает: если подобная помощь Ирану станет масштабной и открытой, Соединенные Штаты могут перейти к прямому участию. Это, в свою очередь, может повлечь за собой вовлечение союзников США – в частности, Франции и Великобритании. Последние уже обозначили готовность оказывать Израилю военно-техническую помощь, в том числе в форме перехвата ракет и поставок вооружений.
Кроме того, по мнению Гасанова, ситуация может и вовсе выйти из-под контроля. «Если рассматривать более апокалиптичный сценарий – а я такие варианты обдумывал, – ситуация может выйти из-под контроля. Условно говоря, Иран вступает в открытую войну с Соединенными Штатами и странами Персидского залива. Параллельно Пакистан втягивается в конфликт с Индией, которая, кстати, симпатизирует Израилю. Таким образом, формируются две параллельные оси противостояния. С третьей стороны – Китай, который может поддержать Пакистан, что спровоцирует эскалацию в отношениях между Китаем и Индией. Если эту спираль продолжить дальше, возможен выход конфликта на тайваньское направление: Китай попытается реализовать цель по воссоединению с Тайванем, а Соединенные Штаты выступят в его защиту. Этот последний вариант – фактически сценарий ядерной войны», – рассуждает Гасанов.
Политолог Владимир Киреев видит в происходящем не только локальную войну, но и стратегическую попытку Европы «связать» конфликты на Ближнем Востоке и в Восточной Европе. Он считает, что Франция, Германия и Великобритания заинтересованы в том, чтобы создать условия для двойного давления: на Иран и на Россию. «Это позволит втянуть Соединенные Штаты на свою сторону в конфликт не только против Ирана, но и против России», – заявляет эксперт.
По его мнению, Израиль действует сейчас с оглядкой на охлаждение отношений с Вашингтоном. Америка все больше сосредотачивается на сдерживании Китая. «Израиль рискует остаться без американской поддержки, поэтому, используя еще не разорванные отношения, они намерены начать полноценную военную кампанию», – говорит политолог.
Киреев полагает, что противостояние Израиля и Ирана может продлиться не один год. «Если конфликт приобретет глобальный характер с участием России и Европы, а также хотя бы опосредованным участием Китая, масштабы конфликта будут огромными, и он может стать новой мировой войной», – заключил он.
Операция «Восходящий лев» – крупнейшая военная кампания Израиля против Ирана, начавшаяся в ночь на 13 июня 2025 года. Израильские ВВС и спецслужбы нанесли удары по ядерным объектам в Натанзе, Фордо и Исфахане, а также по военной инфраструктуре и резиденциям командования КСИР в Тегеране и других городах. Были уничтожены высокопоставленные иранские генералы и шесть ведущих физиков-ядерщиков. Операция стала беспрецедентной по масштабам и координации, задействовав как израильские силы, так и базы союзников в регионе. В ответ Иран запустил ракетную контратаку, что ознаменовало переход к открытой фазе конфликта.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1