Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Таксисты выдвинули требования по новому закону: какие машины нужны перевозчикам

Редакция «ФедералПресс» / Яна Лазарева
Приморский край
24 ИЮНЯ, 2025

С 2026 года российские таксопарки обязаны перейти на локализованные автомобили – и перевозчики уже сформулировали жесткие требования к будущему парку. Среди ключевых условий: стоимость до 1,5 млн рублей, расход топлива 5–7 л/100 км, гарантия 3 года и пробег без капремонта не менее 300 тысяч км. Однако производители пока не готовы предложить машины, соответствующие всем критериям.

Зачем нужны стандарты

Новый закон о локализации таксомоторного транспорта пока не устанавливает конкретных технических требований к автомобилям – эти нормы должны быть прописаны в дополнительных регламентах Минпромторга. Как сообщает «Коммерсантъ», эксперты отрасли опасаются, что при отсутствии четких стандартов производители будут ориентироваться исключительно на собственную выгоду, игнорируя реальные потребности перевозчиков.

«Сейчас у участников рынка нет законных оснований требовать от автопроизводителей соблюдения спецификаций, которым должен соответствовать современный автомобиль такси. Отраслевые стандарты как раз не позволили бы автопроизводителям действовать по принципу «покупай, что дают»», – считает представитель одного из крупнейших агрегаторов.

Чего требуют таксисты

16 июня 2025 года председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова направила официальные обращения на имя ключевых лиц: министра промышленности и торговли Антона Алиханова, председателя Госдумы Вячеслава Володина и главы Совета Федерации Валентины Матвиенко. В письмах содержится инициатива о разработке государственного стандарта для автомобилей, используемых в сфере легкового такси.

Перевозчики сформировали четкие технические требования к автомобилям для таксопарков. Машины должны соответствовать следующим параметрам:

Особое внимание уделено ценовому критерию: максимальная стоимость базовой комплектации не может превышать 1–1,5 млн рублей. Эти требования призваны обеспечить оптимальное сочетание надежности, экономичности и доступности транспортных средств для коммерческих перевозок.

Возможно ли удовлетворить запросы

Как подчеркивает исполнительный директор Национального совета такси Наталия Лозинская, экономически оправданная цена российского седана эконом-класса для такси не должна превышать 1 млн рублей с НДС, однако сегодняшние рыночные предложения существенно дороже. Эксперты сходятся во мнении, что достижение заявленной таксистами цены в 1–1,5 млн рублей для локализованных автомобилей возможно лишь при наращивании объемов производства и существенной государственной поддержке.

В текущих условиях ценообразование на автомобильном рынке России далеко от рыночного – фискальная нагрузка в виде налогов, пошлин и утилизационного сбора искусственно завышает стоимость. Специалисты указывают на необходимость комплексных мер – от субсидий и дотаций до специальных инвестиционных программ, которые позволят согласовать интересы перевозчиков, требующих доступные и надежные автомобили, и производителей, работающих в условиях высокой фискальной нагрузки.

Напомним, Дальний Восток получил отсрочку по введению новых требований к автомобилям такси до 1 марта 2030 года. Это решение связано с региональными особенностями и необходимостью адаптации. Эксперты прогнозируют заметный рост тарифов в ближайшие 5–7 лет. Между тем водители и агрегаторы уже нашли лазейку в законе: вместо классического такси пассажирам предлагают «аренду с водителем», которая не требует разрешений и позволяет использовать любые машины.

Фото: ФедералПресс / Денис Коробейников