Редакция «ФедералПресс» / Матвей Николаев
Санкт-Петербург
3 СЕНТЯБРЯ, 2025
С каждым годом активность поколения зумеров на российском рынке недвижимости становится все больше. Тенденция объяснима – эти молодые люди достигли того возраста, когда пора устраиваться на работу после вуза и съезжать от родителей. На фоне того, как зумеры начали всё чаще снимать или покупать жилье, эксперты стали подмечать разницу в их восприятии недвижимости по сравнению с другими поколениями – например, с бумерами, иксерами или миллениалами. Подробнее об этих различиях – в материале «ФедералПресс».
При выборе жилья граждане России в первую очередь ориентируются на местоположение, и только вторым фактором выступает бюджет. Это показал опрос банка ВТБ. Согласно его результатам, локация является решающим фактором для 44 % участников исследования. Бюджет – для 41 %. Размер квартиры, планировка, инфраструктура, условия кредитования и юридические вопросы оказывают меньшее влияние на выбор.
Каждый третий россиянин предпочитает «молодое» вторичное жилье – квартиры в домах возрастом от 3 до 10 лет. Этот вариант особенно популярен у жителей Сибири (40 %). Загородные дома привлекают 30 % россиян, чаще жителей Северного Кавказа (41 %), а москвичи и жители Подмосковья выбирают их реже (23 %). Новостройки возрастом до трех лет предпочитают 23 % опрошенных, а квартиры в домах старше 10 лет – лишь 15 %.
По данным «Объединенного кредитного бюро» в октябре 2024 года женщины оформили 56 % всех ипотечных сделок, мужчины – 44 %. При этом мужчины предпочитают брать займы на более крупные суммы – в среднем 4,29 миллиона рублей против 3,64 миллиона у женщин. А также на более длинные сроки – 21 год 7 месяцев против 20 лет 11 месяцев у женщин.
Компания «Главстрой Регионы» изучила, как представители разных поколений выбирают жилье. Она выявила различные приоритеты у каждой возрастной группы. Однако вице-президент Ассоциации риэлторов Петербурга и Ленинградской области Юрий Загоровский в разговоре с «ФедералПресс» призвал учитывать, что в каждом поколении есть разные слои населения. Поэтому, по его словам, «мерить всех одной меркой» недопустимо.
«В каждом поколении есть успешные предприниматели с деньгами или наоборот – люди с весьма скромным достатком. Кому-то жилье досталось в наследство – и это серьезный стартовый капитал для действий на рынке недвижимости», – замечает Загоровский.
Так или иначе, результат исследования «Главстрой России» показал, что бумеры (родившиеся до 1964 года) ценят уют и практичность, предпочитают студии или двухкомнатные квартиры (77 %) либо «евротрешки» (23 %). Психолог Олеся Иневская в беседе с «ФедералПресс» разобрала поведенческие паттерны этого поколения на рынке недвижимости. По ее словам, главным фактором здесь выступает тот факт, что в СССР, где формировались бумеры, жилье в основном не покупали, а получали от государства.
«Квартиру могли дать бесплатно после определенного количества лет работы на одном предприятии, в зависимости от очереди и семейного положения. Это был знак признания трудового вклада человека и гарантия стабильности. Работник, отработавший 10–15 лет на заводе или в государственном учреждении, практически всегда мог рассчитывать на свое жилье», – отмечает эксперт.
По ее словам, для семьи получение квартиры часто становилось событием всей жизни и наградой за трудовую выслугу. «Для бумеров квартира является залогом стабильности и символом признания», – подчеркивает Иневская.
Юрий Загоровский добавляет, что для этого поколения всегда было крайне важным получить жилье в собственность. И эта модель поведения заметна до сих пор.
Поколение X (1965–1980) ищет баланс между стилем и удобством. Исследование показывает, что его представители чаще выбирают двухкомнатные квартиры с изысканным дизайном, современными коммуникациями и возможностью перепланировки. Олеся Иневская замечает, что это люди, выросшие в период перемен. И этот фактор сказывается на их поведении при решении квартирного вопроса.
«Они стараются обеспечить себе независимость и стабильность. Они часто рассматривают покупку квартиры как главную инвестицию и способ сохранить накопления. Многие выбирают двухкомнатные квартиры в спокойных, экологичных районах. Это как раз то поколение, которое ввело моду на покупку нескольких квартир с последующей сдачей в аренду», – говорит эксперт.
Миллениалам (1981–1996) очень важен простор, показывает исследование. Они отдают предпочтение трехкомнатным квартирам (47 %) либо двухкомнатным (35 %), студии предпочитают всего 18 %.
«Многие арендуют квартиры, не стремясь сразу купить свое жилье. Если и покупают квартиру, то нередко рассматривают возможность смены жилья при изменении жизненных обстоятельств», – говорит Иневская.
По ее словам, современные 30-40-летние больше ценят комфорт, красивые и новые ЖК, инфраструктуру, современные технологии и соседей, с которыми можно найти общий язык. При этом многие миллениалы не торопятся обзаводиться собственной квартирой, предпочитая тратить деньги на развитие, путешествия и самообразование.
Зумеры (1997–2010) выбирают минимализм и функциональность. Представители этого поколения предпочитают «евродвушки» (38 %), а также студии и однокомнатные квартиры (32 %). А 29 % рассматривают и трехкомнатное жилье.
«Они привыкли к цифровой среде и свободе. Часть молодых людей снимает квартиры, кто-то живет с родителями или в общежитии – аренда в складчину. Большинство выбирает небольшие квартиры, где можно работать и учиться дистанционно», – отмечает психолог.
Юрий Загоровский указывает, что аренда для зумеров является самой распространенной моделью поведения на рынке недвижимости. Однако это относится и к другим вещам – например, молодые люди все чаще берут в аренду авто, используя каршеринг.
Зумеры, по словам Иневской, также предпочитают покупку собственного доме за городом вместо квартир в мегаполисах. Но при этом ценят возможность быстро менять место жительства, если появится интересное предложение или работа.
Что до поколения альфа (это дети, которые родились после 2013 года), то они будут жить в мире, где цифровые технологии станут привычной частью быта, подчеркивает Олеся Иневская. И их жилье, скорее всего, будет максимально функциональным и технологичным.
«Для них будет важно, чтобы пространство легко менялось под разные задачи: работа, учеба, отдых. Пока сложно сказать, как именно будет выглядеть их подход к недвижимости, но можно ожидать, что удобство и возможности для минимизации соцконтактов будут стоять на первом месте», – говорит Иневская.
Она прогнозирует, что это поколение в будущем отдаст предпочтение покупке капсульного или студийного жилья.
Самыми активными, по данным ОКБ, на ипотечном рынке России сейчас являются люди в возрасте от 25 до 45 лет. Средняя сумма займа у них составляет 4,25 миллиона рублей, а срок кредита – 23 года 1 месяц. Возрастная группа 45–65 лет берет займы на меньшие суммы (в среднем 3,36 миллиона рублей) и на более короткие сроки – 16 лет.
Конечно, сейчас разница в способах решения квартирного вопроса поколениями россиян более ярко выражена, замечает Юрий Загоровский.
«Стоит помнить, что старшее поколение и молодежь были всегда. Но время идет. И тот, кто вчера был моложе, становится старше. И с этим процессом отношение к таким фундаментальным для жизни вещам, как жилье, тоже меняется», – делает вывод эксперт.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин