Редакция «ФедералПресс» / Рустам Юнусов, Герман Парло, Денис Коробейников
Курская область
17 СЕНТЯБРЯ, 2025
На выборах главы Курской области Александр Хинштейн получил убедительную поддержку избирателей – 86,93% голосов. Теперь перед ним стоит задача трансформировать высокий кредит доверия в реальные управленческие решения. За девять месяцев работы в статусе врио Хинштейн задал жесткий стиль руководства ввереным ему Владимиром Путиным субъектом, провел структурные реформы, инициировал кампанию против коррупции и представил программные инициативы, ориентированные на восстановление приграничных территорий. Что ждет Курскую область с Хинштейном – читайте аналитику «ФедералПресс».
Назначение Александра Хинштейна временно исполняющим обязанности главы Курской области стало ответом на комплексный кризис – одновременно военный и управленческий. После вторжения ВСУ в августе 2024 года и ареста прежнего губернатора Алексея Смирнова по делу о хищении средств на фортификационные сооружения регион оказался в ситуации, требовавшей жесткого контроля. Кремль сделал ставку на фигуру «кризисного менеджера», обладающего политическим опытом и навыками работы в силовых структурах.
С первых дней Хинштейн обозначил новый стиль управления: повышенные требования к дисциплине и личной ответственности чиновников. «Если кто-то чувствует себя не готовым к новому формату работы, к кризисной системе управления, может об этом честно сказать, написать заявление», – заявил Хинштейн.
С 9 декабря 2024 года заседания правительства стали проходить еженедельно в открытом формате, а рабочий день руководителей сдвинулся на час раньше. Эти меры стали отправной точкой для дальнейших реформ.
Структурные изменения правительства оформились весной 2025 года. Количество заместителей губернатора увеличилось до шести, а некоторые органы власти получили самостоятельный статус – в частности, министерство внутренней политики и комитет по делам молодежи. Под личный контроль главы региона были выведены ключевые ведомства, включая министерство правового обеспечения и департамент по профилактике коррупции. Эксперты отмечали, что новая архитектура исполнительной власти отражала условия «кризисного управления» и предполагала гибкость для дальнейшего расширения.
Не менее масштабными оказались кадровые перестановки. Несколько высокопоставленных чиновников покинули посты – как по состоянию здоровья, так и под давлением новых требований. Одной из ключевых инициатив Хинштейна стала беспрецедентная кампания по очищению власти от лиц с уголовным прошлым. В мае 2025 года он объявил о подготовке списка из более чем 70 сотрудников органов власти, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности.
«Люди, один раз уже пойманные за руку, не должны работать во власти. Тем более в регионе, где уровень коррупции достиг высшей должностной планки», – заявил Хинштейн. По его данным, 92% участников опроса среди более 100 тысяч подписчиков его телеграм-канала поддержали эту позицию.
Отдельным направлением стало наведение порядка в региональных институтах развития. Скандал вокруг «Корпорации развития Курской области» привел к серии увольнений руководителей и судебным решениям о взыскании миллиардных сумм. В декабре 2024 года был арестован генеральный директор корпорации Владимир Лукин по обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями при строительстве фортификационных сооружений. Ущерб бюджету был оценен более чем в 173 миллиона рублей.
С августа 2025 года Александр Хинштейн начал формировать долгосрочную повестку, представив программу «10 шагов развития Курской области». Она, по словам самого же Хинштейна, опирается на три принципа – закон, порядок и справедливость. В центре внимания – борьба с коррупцией, восстановление приграничных территорий, привлечение инвестиций, модернизация инфраструктуры и жилья, а также развитие человеческого потенциала. По его данным, на выплаты жителям приграничья ежемесячно поступает свыше 10 миллиардов рублей из федерального бюджета, что создает основу для запуска социальных и экономических проектов.
Одним из приоритетов стало здравоохранение. Хинштейн подчеркнул необходимость корректировки системы, обратив внимание на перебои с обеспечением льготников лекарствами и слабые места в работе скорой помощи. Он указал, что централизация службы привела к ее отрыву от центральных районных больниц, что недопустимо в условиях приграничного региона.
Отдельным блоком была выделена программа восстановления приграничья. В сентябре 2025 года губернатор сообщил о начале совместной работы с федеральным правительством над масштабным планом, включающим строительство и реконструкцию школ, поликлиник, многоквартирных домов, объектов энергетики, ЖКХ, дорог и промышленных предприятий. Хинштейн заявил, что перед областью стоит задача «отстроить фактически заново целые территории».
По оценке генерального директора и учредителя Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, реструктуризация управленческой команды региона неизбежна: часть действующих фигур ориентировалась на предшественников Хинштейна и была связана с коррупционными схемами. Эти группы будут постепенно вытеснены. «Я думаю, что придут люди, которые в большей степени ориентированы лично на Хинштейна», – отметил Орлов.
Отношения Хинштейна с местными элитами эксперт характеризует как «умеренно напряженные». Такой фон политолог объясняет сразу несколькими факторами: жестким антикоррупционным курсом, выявленной неэффективностью отдельных руководителей, а также необходимостью перезагрузки системы регионального управления. При этом Орлов отмечает, что речь не идет о фронтальном противостоянии: «Нельзя говорить о том, что его не воспринимают, агрессивно вытесняют, не выполняют его распоряжений».
Говоря о политическом курсе Хинштейна, Орлов подчеркивает его социально ориентированный характер. В центре повестки останется тема восстановления и возрождения: от масштабного восстановления приграничных территорий после боевых действий до адресной поддержки населения.
Политолог, член экспертного клуба «Дигория» Дмитрий Матьшенков считает, что после избрания Александра Хинштейна не стоит ожидать масштабного пересмотра кадрового состава региональной власти. «Большинство ключевых назначений уже сделано, а действующая команда продемонстрировала способность к слаженной работе в условиях повышенной ответственности – как в период предвыборной кампании, так и на начальном этапе реализации управленческих инициатив», – заявил он в беседе с корреспондентом «ФедералПресс».
Высокий результат на выборах эксперт связывает с эффективной работой этой структуры, сумевшей наладить прямой диалог с населением и выстроить повестку, основанную на борьбе с коррупцией и восстановлении доверия к власти. Поэтому дальнейший акцент будет сделан не на ротации, а на укреплении эффективности управленцев и проверке их на результатах.
Характеризуя отношения Хинштейна с региональными элитами, Матьшенков отмечает, что первоначально они носили напряженный характер. Причинами стали коррупционные скандалы и кризис доверия к прежнему руководству. Однако за прошедшие месяцы удалось перейти к более конструктивному взаимодействию. «За прошедшие месяцы удалось постепенно выстроить более конструктивное взаимодействие. Несмотря на первоначальные жесткие позиции и публичные высказывания, Хинштейну удалось установить рабочие контакты с ключевыми представителями региональной власти и бизнес-сообщества», – говорит политолог. Сегодня Хинштейн воспринимается как фигура, способная консолидировать усилия вокруг задач восстановления и социальной поддержки, считает эксперт.
Говоря о политическом курсе, Матьшенков подчеркивает, что Хинштейн продолжит антикризисное управление, действуя в формате быстрых решений и опираясь на прямую коммуникацию с населением. В перспективе, считает Матьшенков, ключевая задача – перевести этот импульс в устойчивую систему, способную справляться с долгосрочными вызовами.
Фото: ФедералПресс / Денис Коробейников