Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

В Свердловской области разбился пассажирский самолет Ту-104: «неуправляемое падение» 52 года назад

Редакция «ФедералПресс» / Дружинина Ольга
Свердловская область
30 СЕНТЯБРЯ, 2025

Ровно 52 года назад, 30 сентября 1973 года, произошла одна из самых крупных авиакатастроф в истории советской авиации. Через четыре минуты после взлета из аэропорта Кольцово потерпел крушение самолет Ту-104Б. Салон был полностью заполнен: погибли 100 пассажиров и 8 членов экипажа.

Взлет без посадки

«В создавшейся аварийной ситуации экипаж не смог определить истинное пространственное положение самолета по существующим дублирующим приборам. Предпринятые экипажем энергичные действия по предотвращению снижения самолета без вывода из глубокого кренения не смогли предотвратить катастрофу», – говорится в выводах комиссии, расследовавшей происшествие.

Произошедшая катастрофа по-прежнему остается одной из самых крупных в истории Урала. Рейс SU-3932 авиакомпании «Аэрофлот», выполнявший перелет по маршруту Свердловск – Владивосток с промежуточными посадками в Омске, Новосибирске, Чите и Хабаровске, рухнул на землю через четыре минуты после взлета. Трагедия унесла жизни всех, кто был на борту.

Дорога в небо была закрыта

Роковой рейс начался с задержки. Самолет Ту-104Б с бортовым номером СССР-42450 провел почти час в ожидании разрешения на взлет. Как стало известно после воспроизведения хронологии катастрофы, наземные службы аэродрома Кольцово проводили осушение взлетно-посадочной полосы.

Наконец в 20:33 по местному времени лайнер с 92 взрослыми пассажирами и 8 детьми на борту поднялся в воздух под управлением опытного экипажа во главе с командиром Борисом Путинцевым. Вторым пилотом был Владимир Широков, штурманом – Петр Канин, бортинженером – Иван Рапонов.

Плотная облачность и нулевая видимость

Набор высоты проходил в сложных метеоусловиях – нулевая видимость из-за плотной облачности лишала пилотов визуальных ориентиров. По данным комиссии, это и послужило причиной дальнейшей катастрофы. Экипаж лишился ориентиров и буквально «потерялся» в пространстве.

Согласно хронике произошедшего, на высоте 350 метров экипаж получил команду диспетчера выполнить левый разворот с курсом на населенный пункт Тахталым в Челябинской области и набрать высоту 1500 метров. Именно в этот момент началась цепь роковых событий.

При развороте произошел катастрофический сбой в электропитании приборной панели. Основной авиагоризонт и система компаса выдали неверные показания, дезориентировав экипаж. Пилоты, лишенные точной информации о пространственном положении самолета, неосознанно увеличили угол крена до 35-40 градусов, а затем – до критических 75-80 градусов.

Неуправляемое падение

«Вы на Артемовский пошли, да?» – спросил диспетчер, заметив аномальную траекторию. Ответа не последовало. Лайнер на скорости свыше 400 км/ч вошел в неуправляемое падение.

Пилоты отчаянно пытались выровнять самолет, тянули штурвал на себя, но их действия без точного понимания положения машины в пространстве только усугубляли ситуацию.

В 20:37, всего через четыре минуты после взлета, самолет на скорости около 800 км/ч врезался в землю в лесном массиве недалеко от поселка Рудный, в 10 километрах от аэропорта Кольцово. Сила удара была такова, что обломки лайнера разбросало на площади в несколько гектаров.

Очевидцы вспоминали страшный гул, затем вспышку и пожар в лесу. На месте катастрофы были обнаружены разбросанные фрагменты самолета и тел погибших. Место трагедии быстро оцепили сотрудники полиции. Но местные жители, первыми прибежавшие на место катастрофы, впоследствии вспоминали, что буквально «скользили» по останкам.

Слишком «катастрофичный» самолет

Ту-104, ставший первым советским реактивным пассажирским самолетом, имел репутацию сложной в управлении машины. Разработанный на основе бомбардировщика Ту-16, он сохранил многие черты военного предшественника – высокие скорости взлета и посадки, недостаточную устойчивость и склонность к сваливанию в штопор. Из 205 построенных экземпляров 37 потерпели катастрофы, унеся жизни 1137 человек.

Гражданская авиация отказалась от эксплуатации Ту-104 после катастрофы во Внуково в 1973 году, унесшей 119 жизней. Трагедия случилась через две недели после свердловской катастрофы: 13 октября 1973 года. В самолете также произошло нарушение электропитания переменным током 36 В / 400 Гц, из-за чего отказали навигационные приборы. Экипаж не мог определить свое положение и, выводя самолет из правого крена, допустил критичный левый крен.

Однако в военной авиации лайнеры продолжали летать до 1981 года, когда в авиакатастрофе под Ленинградом погибло 50 человек, включая 16 высших офицеров Тихоокеанского флота.

Трагедия под Свердловском стала следствием рокового стечения обстоятельств – технического сбоя, сложных погодных условий и конструктивных особенностей самолета. Память о 108 погибших осталась не только в официальных отчетах, но и в сердцах родственников, которые десятилетиями хранили молчание о подробностях той страшной сентябрьской ночи. Сейчас на месте произошедшей катастрофы установлен деревянный крест.

«ФедералПресс» сообщал, что на месте авиационной катастрофы с самолетом Ту-104 были разбросаны фрагменты машины и тела погибших.

Фото: ФедералПресс / Дмитрий Шевалдин, Виктор Вытольский, мзображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1