Редакция «ФедералПресс» / Анна Евстигнеева
Санкт-Петербург
30 СЕНТЯБРЯ, 2025
Росжелдор проводит изъятие земельных участков, необходимых для строительства ВСМ между Москвой и Петербургом. В списке – как сельскохозяйственные угодья, так и территории лесного фонда, и частные владения. Параллельно с этим становятся известны новые детали финансирования мегапроекта. Подробности – в материале «ФедералПресс».
В сентябре Росжелдор, выступающий концедентом проекта, выпустил серию распоряжений, конкретизирующих зоны изъятия земель на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Процесс носит точечный, но масштабный характер. Всего в двух регионах для нужд ВСМ планируется выкупить 217 земельных участков. Этот процесс должен быть завершен к первому кварталу 2026 года.
Новые документы демонстрируют разнообразие изымаемых территорий. Так, в конце сентября под распоряжение попали шесть участков ООО «Антик» общей площадью более 5 тысяч квадратных метров в районе Петро-Славянки. Эти земли имеют сельскохозяйственное назначение. Почти полтора гектара будет изъято у Племенного завода «Детскосельский» недалеко от пересечения Ям-Ижорского шоссе и платной трассы М-11. Еще около 4 тысяч «квадратов» отойдет у ООО «Стройагробалт» на Софийской улице, уточняет «Фонтанка».
Кроме того, подписан документ об изъятии более 20 гектаров в поселке Лисино. Речь идет о землях учебно-опытного лесничества, принадлежащих Санкт-Петербургскому лесотехническому университету. Еще одно распоряжение касается трех нежилых зданий в частной собственности в деревне Аннолово (Федоровское городское поселение). Ранее там же был изъят дачный участок с жилым строением.
Параллельно идет работа по участкам в Шушарах, принадлежащим компании «Антик», и территориям вдоль Московского шоссе, владельцами которых являются УК «А класс Капитал» и владельцы ЗПИФ «Универсальная индустриальная недвижимость». Процедуры компенсационных выплат за эти земли проводит концессионер проекта – ООО «ВСМ Две Столицы», которое уже заключило контракты на сумму 26 миллиардов рублей.
Стоимость реализации амбициозного транспортного проекта продолжает расти. По последним оценкам Минфина России, общая цена строительства ВСМ «Москва – Санкт-Петербург» достигает 1,7 триллиона рублей. Первоначальные планы по началу основных работ в сентябре 2024 года были скорректированы. Как пояснило Министерство транспорта, причиной переноса стала неготовность проектной документации по основному участку магистрали, которую ожидают не ранее первого полугодия 2025 года.
Несмотря на задержки в проектировании, подготовительные работы идут полным ходом. На трассе будущей магистрали задействовано более четырех тысяч человек. На основном этапе строительства планируется привлечь до 40 тысяч работников, что превратит проект в один из крупнейших инфраструктурных и трудовых вызовов для страны.
Прогнозы экспертов относительно сроков сдачи магистрали, намеченных на 2028 год, разделились. Некоторые считают, что запуск к 2028 году реален. А другие отмечают, что озвученные сроки строительства являются чрезвычайно амбициозными и могут не выдержать столкновения с реальными административными и техническими сложностями.
Рекомендуем также прочитать у «ФедералПресс» о том, сколько земли под Петербургом изымают для строительства ВСМ и когда по ней поедет первый поезд.
Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия