Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Экономист Cтроганов об отмене налога для самозанятых: «Ни к чему хорошему не приведет»

Редакция «ФедералПресс» / Станислав Литвинов
Москва
21 ОКТЯБРЯ, 2025

Введенный несколько лет назад режим самозанятых, с одной стороны, значительно упростил жизнь индивидуальных предпринимателей и позволил им официально платить налоги. С другой – создал возможности для ухода от налогообложения со стороны бизнеса, что вызывает споры. Совет Федерации предлагает свернуть эксперимент уже в следующем году, тогда как правительство намерено продлить его как минимум до 2028 года. О плюсах и минусах системы самозанятых и возможных последствиях экономического эксперимента «ФедералПресс» поговорил с экономистом Игорем Строгановым.

Начнем с начала. Режим самозанятых появился в 2019 году для «обеления» сектора экономики, привычного к наличным расходам. Как вы оцениваете эффективность системы: многие ли вышли из тени или осталась большая доля тех, кто продолжил работать за наличные?

— На 30 сентября 2025 года ФНС показывает 14 630 332 человека, имеющих официальный статус самозанятого и применяющих специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход». Это 13 923 560 физических лиц и 706 772 ИП. Понятно, что цифры можно интерпретировать по-разному, и значимую долю этих миллионов составляют курьеры и таксисты «Яндекса» и других крупных структур, тем не менее вывод можно сделать очень простой – режим действительно привлекателен для граждан, очень прост для регистрации и использования и помогает выйти из теневой экономики значимому числу граждан, которые не готовы платить серьезные налоги как полноценный предприниматель, но и не хотят подпасть под статью «незаконное предпринимательство».

Да и вообще, в целом в России 2025 года гораздо проще и безопаснее платить налоги, чем их не платить тем или иным способом. Конечно, при любых усилиях государства, любых кнутах и пряниках будут те, кто постарается в тени остаться, но тут уже вопрос контроля экономического пространства и мер.

Самозанятые должны были упростить и обелить взаиморасчеты между физлицами, но не секрет, что они стали способом для бизнеса экономить на налогах. Почему так произошло?

— А вот здесь сработало классическое правило любой системы – нововведение можно попытаться обмануть изнутри и отэксплуатировать в свою пользу, что очень многие организации, начиная ровно с 2019 года и сделали.

Самое очевидное – перевести своих штатных сотрудников в режим самозанятых, чтобы не платить за них социальные взносы и налоги. А так как защищать себя трудящиеся в России не очень умеют, обращения в Трудовую инспекцию не всегда приносят результат, то и такого рода «оптимизация» приносила организациям весьма значимые бонусы. Конечно же, до момента, когда ФНС так или иначе узнавала об этом и требовала уплатить штрафы и доначислить налоговые и социальные отчисления за таких работников.

К сожалению, тут работает только информирование граждан об их правах и защита их же государством, по-возможности эффективная.

Как вы оцениваете возможность доначислить бизнесу налоги самозанятых как сотрудников? Чем это чревато?

— Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда России в начале августа вынесла решение по делу о доначислении компаниям НДФЛ за сотрудников, которые, по оценке налоговиков, были оформлены как самозанятые. Суд пришел к выводу, что предприятие должно доплатить в бюджет НДФЛ в полном объеме, а автоматически зачесть то, что уже было уплачено самозанятым в качестве налога на профессиональный доход, нельзя.

С одной стороны, это достаточно значимый ход государства в войне «меча и доспеха», с другой, непонятно, что делать самозанятым с уже уплаченным за себя налогом. Как и в многих других случаях, тут требуется четкое разъяснение налоговых органов как работодателям, так и попавшим в такую неприятную ситуацию самозанятым.

Однако результат, скорее всего, будет следующим: компании будут доначислять налоги самозанятых как сотрудников, но свои «оптимизированные траты» будут, как обычно, перекладывать на потребителя, будь то физические лица, другие предприятия или государство. В случае дорожных организаций, асфальт явно будут менять чаще и обязательно в плохую погоду, продуктового ретейла – взлетят цены на продукцию и так далее. В текущей экономической формации и так за все платит потребитель, так что заплатит еще раз и больше.

Ведутся разговоры о возможном сворачивании режима самозанятых в 2026 году. Как считаете, насколько это поможет бюджету?

— Разговоры эти вызывают смешанные эмоции. 14 млн человек платят государству налоги, выйдя из тени, осуществляя работы и оказывая услуги. Да, есть нюансы, есть сложности, но налоги этих людей помогают наполнять бюджет.

А 14 миллионов человек это не 2 и не 3 миллиона. Свернув режим самозанятых и обязав таких предпринимателей платить налоги как ИП на патенте или на упрощенной системе налогообложения (в лучшем случае, хорошо, что не на общей), государство получит 14 млн человек, моментально ушедших в тень и прекративших платить эти же налоги. И вместо наполнения бюджета получит очередную «дырку» в нем.

Зачем? Прозрачность и, главное, предсказуемость экономической и социальной политики государства – то, что привлекает людей в бизнес и предпринимательство. Менять правила игры в процессе людей пугает и учит еще меньше доверять государству.

Реален ли уход в наличные расходы людей, которые работают самозанятыми сейчас?

— Очень маловероятно. ФНС сейчас очень хорошо контролирует денежный оборот в России, да и потребитель массово привык взаимодействовать с электронными платежами: картами и переводами. Да, конечно, часть самозанятых, как и сейчас, будет просить оплату наличными или переводом, но если ФНС на те же денежные переводы пока закрывает глаза и не требует начисления налога на получаемые доходы с репетиторов, продавцов на рынках и т. п., то что мешает регулятору это сделать моментально со сменой «режима» и показательно наказать десяток «предпринимателей»?

В целом, конечно, если прижмут, люди вполне могут уйти в «наличку», так как удобство удобством, но деньги хочется сберечь. Вопрос в потребителе и его привычках.

Если режим самозанятых продлят до 2029 года, что будет потом, как вы считаете?

— Делать какие-либо прогнозы, как показывает практика российского государства с 1991 года, практически нереально. С одной стороны, государство устанавливает четкие и прозрачные правила игры и требует от всех их соблюдать, с другой – где-то что-то «щелкает», и чиновники резко начинают пугать бизнес и предлагать решения, одно другого «краше».

Если цель – наполнить бюджет, то здесь, наоборот, надо придерживаться правил, не мешать бизнесу работать и платить налоги по уже установленным и привычным правилам. А шарахания из стороны в сторону ни к чему хорошему не приведут ни для какой из сторон этого процесса.

Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1