Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Регионы повышают транспортный налог: что известно и будет ли так повсеместно

Редакция «ФедералПресс» / Станислав Литвинов
Москва
28 ОКТЯБРЯ, 2025

Законопроекты о повышении транспортного налога внесены в региональные парламенты трех регионов России: Новосибирской, Оренбургской областей и Красноярского края. В Москве налоговые ставки уже выросли в 2025 году. Власти объясняют повышение значительным ростом среднедушевого дохода населения и необходимостью ремонта автодорог. Как фискальная нагрузка отразится на гражданах, разбирается «ФедералПресс».

Регионы повышают транспортный налог

Транспортный налог – обязательный ежегодный платеж, который ФНС начисляет владельцам зарегистрированных транспортных средств. Платить его обязаны как физические, так и юридические лица. Размер налога для автомобилей определяется по формуле: налоговая ставка × мощность двигателя × коэффициент владения / 12 × повышающий коэффициент.

Так как транспортный налог относится к категории региональных, каждая область или республика вправе устанавливать собственные ставки. В 2025 году ряд субъектов РФ пересмотрели размеры платежей, что привело к их увеличению. В Москве, к примеру, ставки выросли для большинства категорий машин. Городские власти намерены проводить ежегодную индексацию сбора вплоть до 2032 года, ограничив повышение уровнем не более 10 % за год.

В Архангельской области утвержден закон, увеличивающий ставки налога сразу для нескольких категорий – легковых автомобилей определенной мощности, а также мотоциклов и автобусов. Подобные инициативы продвигают и другие регионы. Так, главы Новосибирской и Оренбургской областей, а также Красноярского края внесли в региональные парламенты законопроекты о повышении транспортного налога. Причиной роста ставок чиновники называют опережающий рост среднедушевых доходов населения.

В частности, в Оренбургской области на сегодня действуют минимальные ставки для легковых авто мощностью до 100 л. с. – 0 рублей на единицу мощности. После принятия поправок она должна составить 7 рублей за лошадиную силу. Как пояснил губернатор Евгений Солнцев, собранные средства направят на строительство и ремонт дорог, благоустройство дворов и капитальные ремонты домов.

В Новосибирской области налог планируется увеличить второй год подряд. При расчете ориентируются на цену половины бака бензина для наиболее популярной модели в регионе – Lada Granta. По данным за июнь, стоимость топлива за год выросла на 10,9 %. Законопроект губернатора Андрея Травникова предусматривает индексацию транспортного налога на аналогичную величину – 110,9 %. Одновременно власти планируют расширить перечень льгот, включая послабления для ветеранов спецоперации. В финансово-экономическом обосновании говорится, что увеличение налога принесет дополнительные доходы в региональный бюджет в размере 219,6 миллиона рублей.

Красноярский край также готовится к повышению ставок. Губернатор Михаил Котюков подчеркивает, что за последние десять лет доходы жителей региона выросли почти вдвое, тогда как налоговые ставки по-прежнему остаются одними из самых низких в Сибирском федеральном округе.

Не только транспортный налог

Отметим, что увеличение транспортного налога – не единственное финансовое бремя, которое ждет автолюбителей. С 1 ноября 2025 года могут ввести обновленные ставки утилизационного сбора на автомобили. При расчете будут учитывать не только объем, но и мощность двигателя. Ожидается, что изменения приведут к серьезному подорожанию автомобилей. При этом цены вырастут не только на спортивные и высокопроизводительные модели.

Кроме того, часть автовладельцев может столкнуться с необходимостью замены номера. С начала года российский триколор стал обязательным на автомобильных номерах и теперь за его отсутствие можно получить штраф в размере 500 рублей. Это касается только номеров, выданных с 1 января 2025 года.

«Латание бюджетных дыр»

По мнению опрошенных корреспондентом «ФедералПресс» экспертов, нет ничего удивительного в очередном витке увеличения фискальной нагрузки. Экономист, профессор МГУ Елена Ведута в беседе с агентством отметила, что региональные власти готовятся к периоду дефицитного бюджета и заранее ищут возможности «латания бюджетных дыр». «Это могут быть дороги, дворы – все что угодно», – рассказала экономист корреспонденту.

Она подчеркнула, что обосновать повышение налогов можно чем угодно, от новых дорог до благоустройства дворов. Для гражданина увеличение фискальной нагрузки всегда тяжесть, особенно с ростом инфляции.

В беседе с корреспондентом Елена Ведута согласилась, что транспортный налог в перспективе может быть увеличен не только в регионах, которые уже приняли такое решение, – явление может стать массовым.

Разовые и ежедневные расходы

Тем не менее автоэксперт Евгений Барабас не считает транспортный налог существенной тратой для тех, кто готов приобрести и обслуживать автомобиль. При общем росте цен и увеличенном утильсборе разовый налоговый платеж на автомобиль – лишь один из многих расходов на содержание. «Кто хотел купить автомобиль, тот купит. Подкопит еще, потерпит, займет и возьмет все равно. Автомобили, как и все, сейчас дорожает, и на всех расходах налог уже особенно не скажется», – рассказал Барабас «ФедералПресс».

Эксперт отмечает, что перед автолюбителями возникает куда более серьезная проблема: рост цен на бензин и его возможная нехватка. Если транспортный налог, как и утилизационный сбор, – разовые траты, которые человек может «перетерпеть», ежедневная оплата бензина или его поиск становятся существенной нагрузкой на семейный бюджет. «Вот и выходит, что машина есть, а ездить на ней нельзя. Многие отказываются от поездок на автомобиле из-за высоких цен. Эта проблема куда серьезнее налога, и в перспективе проблемы с бензином могут обрушить авторынок», – заключил автоэксперт.

Фото: ФедералПресс / Антон Федулов