Редакция «ФедералПресс» / Оксана Иванова
Ханты-Мансийский автономный округ
1 НОЯБРЯ, 2025
Страшная трагедия произошла 51 год назад в небе над Сургутом и стала одной из крупнейших авиакатастроф в СССР. «ФедералПресс» рассказывает, что привело к катастрофе и почему о ней почти не вспоминали десятилетия.
1 ноября 1974 года в 14:47 по местному времени самолет Ан-2, выполнявший пассажирский рейс из Ханты‑Мансийска, приближался к аэропорту Сургута. На борту находились 12 пассажиров и 2 члена экипажа.
В это время одновременно в воздухе оказался вертолет Ми-8, который вылетел из Сургута в 12:54, направляясь в Нефтеюганск. В салоне были 3 члена экипажа и 12 пассажиров. На каждом борту также находились дети.
Видимость была равна 0, было облачно, шел слабый снег, а температура воздуха составляла –6 °C, что ниже метеорологического минимума для Ан-2. Несмотря на это, командир самолета Василий Заложнев решил не уходить на запасной аэродром.
В 12:55 экипаж Ми‑8 связался с диспетчером, который подтвердил полет на высоте 150 м, а в 14:47 Ан-2 вышел на связь с диспетчером для захода на посадку. Через 28 секунд летчики Ан‑2 услышали шум вертолетных лопастей, после чего оба экипажа перестали выходить на связь.
Место крушения нашли через полтора часа по двум горящим факелам. Однако спасательный борт не приземлился из-за особенностей местности. Только в 17:40 поисково-спасательная команда добралась до места на вездеходах.
Оба воздушных судна упали в 4 км от аэродрома Сургута, на земле их разделяли 600 м: Ан‑2 рухнул в лес, а Ми‑8 приземлился на заснеженное болото. В авиакатастрофе погибли все 38 человек.
Позже выяснилось, что в Сургуте тогда располагалась действующая воинская часть: военные оцепили место катастрофы и дождались прибытия специальной комиссии из Москвы. Останки погибших отправили на кремацию в столицу, а затем урны с прахом вернули в Сургут для передачи родственникам.
Трагедия сразу попала под гриф «Секретно». В городе о случившемся никто не знал, так как информацию не обнародовали, а воспоминания очевидцев со временем стерлись.
«Дело № 254 Материал расследования катастрофы самолета Ан-2 тюменского управления и вертолета Ми-8, 1 ноября 1974. Командиры: Заложнев В.М., Филиппов А.П. Рассекречено 23.10.1987 г.», – указано в документе инспекции Министерства гражданской авиации.
Расследование по делу выявило факторы, которые привели к трагедии. Основной причиной катастрофы признали плохое руководство воздушным движением: диспетчеры выпускали и принимали воздушные суда в сложных метеоусловиях, а пилоты Ан-2 не ушли на запасной аэродром и отклонились от схемы захода на посадку. Установлено, что диспетчеры не отслеживали движение лайнеров с помощью радиолокатора и не информировали экипажи о воздушной обстановке.
Какое наказание получили диспетчеры, до сих пор неизвестно.
Об еще одной смертельной авиакатастрофе «ФедералПресс» рассказывал здесь. 13 лет назад над Тюменью потерпел крушение, выжил только один человек.
Фото: ФедералПресс / Анна Миронова, Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1