Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

История крушения АН-2 над Сургутом обросла новыми деталями: как погибли 38 жертв авиакатастрофы

Редакция «ФедералПресс» / Оксана Иванова
Ханты-Мансийский автономный округ
1 НОЯБРЯ, 2025

Страшная трагедия произошла 51 год назад в небе над Сургутом и стала одной из крупнейших авиакатастроф в СССР. «ФедералПресс» рассказывает, что привело к катастрофе и почему о ней почти не вспоминали десятилетия.

Что произошло

1 ноября 1974 года в 14:47 по местному времени самолет Ан-2, выполнявший пассажирский рейс из Ханты‑Мансийска, приближался к аэропорту Сургута. На борту находились 12 пассажиров и 2 члена экипажа.

В это время одновременно в воздухе оказался вертолет Ми-8, который вылетел из Сургута в 12:54, направляясь в Нефтеюганск. В салоне были 3 члена экипажа и 12 пассажиров. На каждом борту также находились дети.

Видимость была равна 0, было облачно, шел слабый снег, а температура воздуха составляла –6 °C, что ниже метеорологического минимума для Ан-2. Несмотря на это, командир самолета Василий Заложнев решил не уходить на запасной аэродром.

В 12:55 экипаж Ми‑8 связался с диспетчером, который подтвердил полет на высоте 150 м, а в 14:47 Ан-2 вышел на связь с диспетчером для захода на посадку. Через 28 секунд летчики Ан‑2 услышали шум вертолетных лопастей, после чего оба экипажа перестали выходить на связь.

Почему трагедия осталась в тени

Место крушения нашли через полтора часа по двум горящим факелам. Однако спасательный борт не приземлился из-за особенностей местности. Только в 17:40 поисково-спасательная команда добралась до места на вездеходах.

Оба воздушных судна упали в 4 км от аэродрома Сургута, на земле их разделяли 600 м: Ан‑2 рухнул в лес, а Ми‑8 приземлился на заснеженное болото. В авиакатастрофе погибли все 38 человек.

Позже выяснилось, что в Сургуте тогда располагалась действующая воинская часть: военные оцепили место катастрофы и дождались прибытия специальной комиссии из Москвы. Останки погибших отправили на кремацию в столицу, а затем урны с прахом вернули в Сургут для передачи родственникам.

Трагедия сразу попала под гриф «Секретно». В городе о случившемся никто не знал, так как информацию не обнародовали, а воспоминания очевидцев со временем стерлись.

«Дело № 254 Материал расследования катастрофы самолета Ан-2 тюменского управления и вертолета Ми-8, 1 ноября 1974. Командиры: Заложнев В.М., Филиппов А.П. Рассекречено 23.10.1987 г.», – указано в документе инспекции Министерства гражданской авиации.

Причины катастрофы: ошибки диспетчеров и нарушения правил

Расследование по делу выявило факторы, которые привели к трагедии. Основной причиной катастрофы признали плохое руководство воздушным движением: диспетчеры выпускали и принимали воздушные суда в сложных метеоусловиях, а пилоты Ан-2 не ушли на запасной аэродром и отклонились от схемы захода на посадку. Установлено, что диспетчеры не отслеживали движение лайнеров с помощью радиолокатора и не информировали экипажи о воздушной обстановке.

Какое наказание получили диспетчеры, до сих пор неизвестно.

Об еще одной смертельной авиакатастрофе «ФедералПресс» рассказывал здесь. 13 лет назад над Тюменью потерпел крушение, выжил только один человек.

Фото: ФедералПресс / Анна Миронова, Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1